Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Основные понятия, термины, цели и задачи различных форм правления.
Тема данной работы звучит «Форма государства». Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, термины, разновидности форм правления и т.д; познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.
Актуальность данной темы состоит в том, что наше государство находится на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти очень актуален в наше время.
Правление в нашем государстве делится на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей контролируют друг друга. Президент в нашем государстве избирается сроком на пять лет. Современному человеку просто необходимо знать политическое устройство стран.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Введение.
Формы правления в государстве.
1.1 Монархия.
1.2 Абсолютная монархия.
1.3 Ограниченная монархия.
1.4 Парламентская (конституционная) монархия.
1.5 Дуалистическая монархия.
1.6 Нетрадиционные монархии.
1.7 Республика.
1.8 Президентская республика.
1.9 Парламентская республика.
1.10 Смешанная республика.
1.11 Нетрадиционные республики.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
2.1 Унитарное государство.
2.2 Федерация.
2.3 Территориальная федерация.
2.4 Национальная федерация.
2.5 Смешанная федерация.
2.6 Симметричная федерация.
2.8 Нетрадиционные федерации.
2.9 Конфедерация.
2.10 Содружество.
2.11 Сообщество.
2.12 Союз.
2.13 Автономия.
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.
Деспотический режим.
3.2Тиранический режим.
3.3Тоталитарный режим.
3.4Фашистский режим.
3.5 Авторитарный режим.
3.6Либерально-демократический режим.
Либеральный режим.
4.РОССИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
- существование единоличного или коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
- имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
На
ряду с монархической формой правления
республиканская также
2.ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
История
существования государства
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Также
нужно добавить, что форма государственного
устройства делится на две группы:
внутренние и межгосударственное устройства.
К внутренним нужно отнести унитарную
и федеративную форму государственного
устройства, а к межгосударственным
- конфедерацию. Конфедерация государств
не рассматривается, как внутренняя
форма государственного устройства,
потому что является союзом государств,
объединением международно-правового
характера с международным
Итак, первый
из трех видов формы государственного
устройства: унитарное государство.
2.1 Унитарное государство
Термин
"унитарное государство" происходит
от латинского слова "унус", что значит
один, единственный. Унитарное государство
- это единое государство, не разделенное
на более мелкие государственные образования,
а состоящее, как правило, из административно-
Унитарные
государства бывают простыми и сложными.
Простое унитарное государство
состоит только из административно-
Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все административно-
Население
унитарного государства имеет единую
государственную
Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.
Также,
действует единая судебная система,
которая осуществляет правосудие на
территории всей страны, руководствуясь
общими для всех государственных
образований нормами
В
унитарном государстве
2.2 Федерация
Федерация
(лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное
государство, состоящее из государственных
образований юридической и
Федеративные
государства возникли по-разному. Некоторые
из них образовались на основе объединения
ранее самостоятельных
Любая
федерация - это сложное государство,
состоящее из государств-членов или
государственных образований. Это
отличает федерацию от унитарного государства
с одной или несколькими
Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:
- существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;
- наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;
- функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;
- высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту, правительству парламента, судам;
- субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;
- используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;
- наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.
Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном устройстве субъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении федеральных органов.
Существуют несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).
2.3 Конфедерация
Конфедеративная
форма государственного устройства
- это объединение государств, как
правило, на договорной основе, для
достижения определенных целей (экономических,
военных, политических, социальных и
др.), позволяющая создать наиболее
благоприятные условия для
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.