Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью данного исследования является раскрытие понятия формы государства посредством раскрытия понятий формы правления, формы устройства государства и политического режима с позиции разных авторов-теоретиков.
Задачи исследования. Для преодоления вышеназванной цели необходимо преодолеть ниженазванные задачи исследования, т.к. задачи исследования – промежуточный этап работы, а цель – конечный результат. Задачи данного исследования следующие:
Определить понятия и виды формы правления, формы устройства политического режима;
Установить на каких основаниях форма правления, форма устройства государства и политический режим является составной частью формы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП Форма государства.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Унитарное государство  -  это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают12.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

- унитарное  устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие  исполнительные, представительные  и судебные органы, которые осуществляют  верховное руководство соответствующими  органами;

-   на  территории унитарного государства  действует  одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство;

-   составные  части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают;

-   унитарное  государство, на территории которого  проживают небольшие по численности  национальности, широко допускает  национальную и законодательную  автономию;

-   все  внешние межгосударственные сношения  осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

-   имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными  органами государственной власти.

Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным  государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство13.

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.14

1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов,  земель, республик и т.д.

2.  В союзном  государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты  федерации имеют право принятия  собственной конституции, имеют  свои высшие исполнительные, законодательные  и судебные органы

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.

5.  При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные федеральные органы. Они  официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов15. При конфедеративном устройстве государства -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-   конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов,  в отличие от федерации;

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

-   сохраняет  гражданство тех государств, которые  находятся во временном союзе;

-   государства  могут договориться о единой  денежной системе, о единых  таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило  конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

IV. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА

 

     Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.16

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Для рабовладельческих  государств характерны и деспотия, и демократия, для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия. Можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

  • В – первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.
  • Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
  • В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).
  • В-четвертых, личность в антидемократическом государстве, фактически лишена каких – либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.
  • В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.
  • В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.
  • В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.
  • В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Деспотический режим (от греческого “despotic” – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии , власть тирана  устанавливается насильно , захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре о геноциде.

Тоталитарный  режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партии, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим

Тоталитарный режим  допускает только одну партию –  правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команды сверху, при которой инициатива фактически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов не учитываются.17

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сокрализуется. Он объявляется  самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе человека.

Тоталитарный режим  широко и постоянно применяется  террором по отношению к населению. Физическое насилие уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над  всеми сферами жизни общества.

Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу лагеря. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.

Фашистский  режим одна из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

Фашизм основывается на национальной расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социалистический задач, защита чистоты расы. Главная предпосылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский режим, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественные и политические движения, в которых внедряются национальные идеи, популистские лозунги, геополитические интересы, и т.д.

Авторитарный  режим. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.

Либерально  – демократический. Обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми. Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность.18

При либерализме власть формируется путем выборов, исход их зависит и от финансового положения партий.

Либеральный режим может  существовать только на демократической  основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Собственно демократический  режим (“demarcate”- народовластие) – это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

  1. Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет материальную основу благополучия.
  2. Во-вторых, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение.
  3. В-третьих, создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.
  4. В-четвертых, личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия.
  5. В-пятых, демократическая республика является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах.
  6. В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства, индивидуальные и национальные особенности населения.
  7. В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
  8. В-восьмых, основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.
  9. В-девятых, демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности.

Информация о работе Форма государства