Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Подход к изучению данного вопроса был разным в зависимости от уровня развития общества. Ведь возникновение той или иной формы государства в каждой стране происходило под воздействием множества факторов, таких как этническая принадлежность, историческая связь, социальные факторы, и поэтому форма государств, даже, казалось бы, с одинаковыми, по структурным элементам (формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима) на самом же деле являются совершенно непохожими по сути и различны по реализации данных элементов в них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия 5

Форма государственного правления: понятие, виды. 9

III. Форма государственного устройства 16

IV. Политический (государственный) режим: понятие, виды. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовая.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

              Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить основные признаки монархической формы правления:

    1. единоличный глава государства, который пользуется своей   властью пожизненно;
    2. наследственный порядок передачи власти верховной власти;
    3. представительство государства монархом по своему усмотрению;
    4. монарх не избирается народом;
    5. монарх не может быть принудительно смещен с должности;
    6. юридическая безответственность и независимость монарха.

 

         Республика. Отличительной чертой республиканской формы правления является то, что источником власти по закону является народ.  "Respliblica est res populi", - подчеркивал Цицерон, считая государство "делом народа". При ней власть осуществляется избранными народом представительными органами, которые избираются на определенный срок. В настоящее время юридическим наукам известны такие республики как:

  1. парламентарные республики;
  2. республики президентские.
  3. в редких случаях смешанный.

         Плюсом парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и подчиняются парламенту, точнее, парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.10

         Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство - на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

       Президентская республика, как форма правления, характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить.11 Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией.12

Президентская форма  правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает. Если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

         Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столько важны хотя бы из-за падения значимости парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.13

   

     

Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.14

          Можно выделить следующие основные признаки республики:

  1. существование единоличного или коллегиального главы государства;
  2. выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  4. преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  5. имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и  судебную.

III. Форма государственного устройства

 

         Ещё одним не маловажным элементом формы государства является «форма государственного устройства».Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.15 Она тесно связана не только с публичной властью, но и во-многом с территориальной организацией населения

           «Форма государственного устройства - это не некое застывшее, установившееся в данный момент явление, а постоянно развивающееся, изменяющееся в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явление»16.

      С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).17

          Федеративная форма.

          В современном мире существуют 24 федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).18

 Федерация довольно сложное государство, которое состоит из нескольких государств или государственных образований,что и отличает эту форму от унитарного государства.  Подавляющее большинство составных частей федерации это  субъекты. Они могут именоваться по-разному (штаты, эмираты, провинции, кантоны и др.) В некоторых случаях в государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области и т.д. в России).

 Разновидности федеративных государств:

  1. федерации на основе союза ;
  2. федерации, основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные) федерации;

    Федерации на основе союза возникли на основе объединения ранее самостоятельных государств и потому после создания нового, более крупного государства они обычно сохраняли государственный суверенитет и право выхода (сецессии) из состава федерации. В настоящее время таких федераций почти нет (о праве выхода говорится в конституции федерации Сент-Кристофер и Невис, с определенными особенностями в Конституции Эфиопии 1994 г.). Среди крупных федераций, допускавших право выхода, был СССР, распавшийся в 1991 г., причем три Прибалтийские союзные республики (Латвия, Литва, Эстония) использовали закрепленное в Конституции СССР 1977г. право выхода, хотя и осуществили это с нарушением специального Закона о порядке осуществления этого права, принятого союзным парламентом в 1990 г. Впрочем, и союзные органы СССР (чрезвычайный орган — Государственный совет) действовали таким же образом. В других федерациях, созданных на основе союза, право выхода не признается. В США это было подтверждено специальным решением Верховного суда (“наш союз нерасторжим”). Современное конституционное право в принципе отвергает право сецессии. Признавая право на самоопределение наций в Российской Федерации (в ее рамках), Конституция России не признает право сецессии. Федеральные войска вели в 1994—1996 гг. военные действия в Чеченской Республике (Ичкерия), провозгласившей государственную самостоятельность. Вооруженные действия против отделившихся субъектов Федерации велись в США в 1861—1865 гг., в Швейцарии (1847 г.), в Нигерии (в 70-х гг.). Силой оружия их заставили вернуться в союз. В других случаях попытки сецессии были пресечены судебными решениями (Австралия), но иногда она осуществлялась или вооруженным путем (выход Бенгалии из Пакистана и образование государства Бангладеш), или при использовании мирных средств (Прибалтийские республики, выход Сингапура из Малайзии).19

Отвергая право сецессии, многие современные федерации являются по существу федерациями на основе автономии ее субъектов, хотя степень ее гораздо выше, чем это имеет место в случае с политической автономией в унитарном государстве. Да и ее характер иной: автономией на равных началах пользуются все субъбкты федерации. В федерациях, основанных на автономии, их субъекты с точки зрения политической оценки их положения являются не государствами (хотя иногда юридически используется и такой термин), а государственными (государствоподобными) образованиями.

В СССР была принята концепция  “двойного суверенитета”. По конституциям СССР 1924, 1936, 1977 гг. государственным  суверенитетом обладали Союз и входившие  в него союзные республики. Эта  концепция себя не оправдала ни с  теоретических, ни с практических позиций. Идея о существовании полностью суверенного государства внутри другого суверенного государства противоречила понятию суверенитета, а на практике Длительное время в отечественной литературе противопоставлялись федерации, основанные на национально-территориальном признаке, и иные территориальные федерации. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии, этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии, которая затем соответственно изменила даже название (Чехо-Словакия). Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества.20она сыграла свою роль в распаде Союза.21

                В традиционных федерациях Запада национальный момент во внимание не принимался: федерация рассматривалась и рассматривается прежде всего как способ децентрализации управления, а в последние десятилетия — также как форма сотрудничества разных регионов (“кооперативный федерализм”). В связи с этим они строились по территориальному признаку. Число субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса — китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковых группы (используется французский, немецкий, итальянский, рето-романский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — сорбы), но есть 16 земель (субъектов федерации). По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо возвратились в первоначальное состояние (например, федерации Египта и Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

После Второй мировой  войны от исключительно территориального принципа федерализма стал наблюдаться  определенный отход, сначала в некоторых  развивающихся странах. С учетом лингвистического принципа была перестроена  федерация в Индии, из разных территориально-языковых частей создана Объединенная Республика Камерун (преобразована а 1972 г. в унитарное государство). В 1993 г. этнический и языковый факторы были использованы для преобразования унитарной небольшой Бельгии в федеративное государство (образованы особые субъекты федерации для валлонов, фламандцев и др.), в 1994 г. десять штатов в Эфиопии созданы на основе этнических признаков.22

 Унитарное государство

          Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”, что значит один, единственный. Унитарное государство — это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (губерний, областей, провинций и т.д.).

Лишь некоторые очень  мелкие государства, преимущественно  в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные  единицы (Науру в Океании, Бахрейн  в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне и  др.). Как правило, все это мелкие острова. Унитарное государство, как правило, — более централизованная форма территориально-политического устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты. На практике, однако, бывают и децентрализованные унитарные государства (например, Великобритания), и высокоцентрализованные федерации (Пакистан).

        Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Никарагуа и др.).23

Форма унитарного государства  дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может  способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т.д.). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам и в нем нет компактно проживающих групп населения с какими-то особенностями (этническими, бытовыми и т.д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе географическими условиями), то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией.

Информация о работе Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия