Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Подход к изучению данного вопроса был разным в зависимости от уровня развития общества. Ведь возникновение той или иной формы государства в каждой стране происходило под воздействием множества факторов, таких как этническая принадлежность, историческая связь, социальные факторы, и поэтому форма государств, даже, казалось бы, с одинаковыми, по структурным элементам (формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима) на самом же деле являются совершенно непохожими по сути и различны по реализации данных элементов в них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия 5

Форма государственного правления: понятие, виды. 9

III. Форма государственного устройства 16

IV. Политический (государственный) режим: понятие, виды. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовая.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция — основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В итоге можно выделить основные признаки такого государства:

 

  1.  универсальная суверенность страны- государство полностью представляет себя как единое, целое и независимое образование, относя к своей исключительной сфере вопросы проведения внутренней и внешней политики, не нуждающейся в согласовании   с   административно-территориальными единицами  ;
  2. пространственное верховенство государства-  абсолютно полнота власти на всей без исключения своей территории, обеспечивая ее целостность и неприкосновенность;
  3. общие высшие органы власти — они определяют порядок образования,  существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц;
  4. единая конституция — это отражается на юридической силе актов составных частей государства; все они, в том числе акты представительных органов отдельных территориальных образований, являются подзаконными.

          Конфедерация

И наконец  последняя и наиболее редкая форма  государственного устройства.

Конфедерации  возникают из-за тенденций объединения различных государств, имеющих в своей основе международно-правовые соглашения. Такие формы государственного (территориального) устройства не являются едиными государствами с составными частями,которые имеют различный правовой статус.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы (от лат. “конфедерацио” — сообщество) суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового  общения, продолжают иметь собственное  гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают  собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Политический (государственный) режим: понятие, виды

       Долгое время при анализе формы государства в основном проводился анализ построения его высших органов и территориального устройства страны. Во внимание практически не принималось состояние демократии в обществе, а также специфика проявления властных приемов и способов управления делами государства при определенном режиме, уровень его признания и поддержки населением (т.е. легитимности самой власти).

       Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.24

             Невозможно с уверенностью утверждать, что  во всех государствах мира существует абсолютно идентичные политические режимы. Это вовсе не так, ведь каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов.

         В настоящее время, политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

         Демократическим режимам присуще: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц: существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.      

    Антидемократический режим является полной противоположностью демократического. Антидемократический режим может быть авторитарным либо тоталитарным.

Авторитарный режим  — это система управления государством, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют.

          Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «государство — это я», высказанном Людовиком XIV, чье правление явилось апофеозом не только французского, но и вообще европейского абсолютизма. Хотя реально ни один из монархов не обладал абсолютной властью. Он вынужден был часть своего исключительного формального права на правление делегировать чиновничьему аппарату за признание и поддержку идеи законности власти его царской особы среди подданных.25

          Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

         Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны (1914—1918) в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия). Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII—IV вв. до н.э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установление круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.26

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Проделав большую работу, мы можем прийти к заключению.

Итак, характеристика формы  государства просто невозможна без характеристики ее элементов, которые могут позволить нам раскрыть ее с разных точек зрения и получить о ней более широкие и глубокие представления. Также, элементы «формы государства» вовсе не исчерпывают собой все ее проявления и не могут дать о ней достаточно полного и целостного представления. Вместе они всего лишь раскрывают основные и главные ее стороны, но не всю форму государства в целом. Поэтому наряду с элементной характеристикой надлежащим и более широким является подход, позволяющий рассматривать форму государства как организационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях.

 Мы пришли к выводу, что понятие «форма государства» является одной из наиболее важных и содержательных  характеристик процесса изучения теории государства и права. Данная  терми н показывает наиболее особенные и важные аспекты внутренней организации государства,  порядок его образования,структуру органов государственной власти, специфику  их территориальной обособленности, характер взаимодействия друг с другом и   населением, а также те методы, которые используются ими для  осуществления организующей и управленческой  деятельности.

Исходя из проведенного исследования, а также взирая на современную обстановку в мире,можно увидеть, что  антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Общество во многом эволюционирует в сторону демократии. Поэтому сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов.

Именно в демократии наиболее четко проявляются все  современные воззрения на общество и государство. Но все же, это не означает что человечество остановилось в своем развитии и не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность,актуальность и необходимость рассмотрения данного вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧСКИЙ  СПИСОК

 Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г.. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008№ 6 - ФКЗ и от 30.12.2008 № 7 — ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

        Монографии, учебная литература:

  1. Власов В.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.-409 с.
  2. Демина, Т. А. Развитие понятия формы государственного устройства в конституционных проектах Российской империи и Конституциях СССР  // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010г., - N 7.
  3. Жирар  И.  Неуловимое  обаяние  монархий.  Сравнение  монархий различных  стран.  //    За  рубежом.  1996.  №22
  4. Иванец Г.И. Глобализация, государство, право. // Государство и право», 2003, №8,
  5. Крусс В. И. Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право.-2005.- № 2
  6. Матузова М.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2005.-512 с.
  7. Российская юридическая энциклопедия. - М.: Издательский Дом ИНФРАМ, 1999.
  8. Сахаров  Н.А.  Институт  президентства  в  современном  мире.  М.,  2004.-176 с.
  9. Тавадов  Г.Т.  Современные  федерации  и  их  субъекты  //  Социально-политический  журнал.  1997.  №1
  10. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С. И. И др.  М.: Норма, 2005г.-496 с.

 

  1. Тихомиров  Л.А.  Монархическая  государственность. Айрис-пресс., 2006-752 с
  2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М.: Юнити, 1994-

119 с.

  1. Чиркин  В.Е.  Государствоведение.  М.: Юрист,  2000. - 360 с.
  2. Якушев А.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 5 издание переработанное и дополненное. М: Приор, 2007., -192 с.

 

1  Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С. И. И др.  М.: Норм, 2005г., стр. 154

2  Власов В.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3  Крусс В. И. Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право.-2005.- № 2. – С. 14.

4 Жирар  И.  Неуловимое  обаяние  монархий.  Сравнение  монархий  различных  стран.  //    За  рубежом.  1996.  №22.  С.  11.

5  Там же:  С.  13.

6 3 Жирар И. Указ.соч. С.  15.

7 4 Тихомиров Л.А.  Монархическая государственность. Айрис-пресс., 2006. С.231.

8  Тихомиров Л.А.  Указ.соч. С. 233.

9  Жирар И. Указ.соч.   С.  17.

10  Сахаров Н.А.  Институт  президентства в современном мире.  М.,  2004. С. 106.

11  Там же:  С. 108.

12  Сахаров Н.А.  Указ.соч. С. 113.

13  Там же:  С. 114.

14  Матузова М.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2005., С.128.

15  Тавадов Г.Т.  Современные федерации и их  субъекты  //  Социально-политический  журнал.  1997.  №1.   
С.  34.

16 Демина, Т. А. Развитие понятия формы государственного устройства в конституционных проектах Российской империи и Конституциях СССР  // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010г., - N 7., стр. 13

17  Якушев А.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 5 издание переработанное и дополненное. М: Приор, 2007., С. 142.

18  Чиркин  В.Е.  Указ.соч. С. 116.

19  Чиркин  В.Е. Указ.соч. С. 119.

20  Там же: С. 123.

21  Чиркин  В.Е.  Указ.соч. С. 121.

22  Чиркин  В.Е. Указ.соч. С. 125.

23  Тавадов Г.Т.  Современные федерации и их  субъекты  //  Социально-политический  журнал.  1997.  №1.   
С.  36.

24  Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М.: Юнити, 1994., С.102-103.

25  Изензее И. Указ.соч. С. 39.

26  Громыко А. Л. Указ.соч. С. 89.


Информация о работе Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия