Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Понятие формы государственного устройства………………………………5
II. Унитарное государство и федерация как виды формы государственного устройства: понятие, сравнительный анализ………………………………….11
III. Федерация и конфедерация: общее и особенное ……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik2.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

 

 

III. Федерация и конфедерация: общее и особенное.

Федеративное государство (федерация) — многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация — это союз ряда государственных образований. Признаки:

1.   территория состоит  из территорий ее субъектов;

2.   двухуровневая система  органов государственной власти (федеральная система органов  власти и система органов власти  субъекта федерации);

3.   две системы законодательства  — общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5.   отсутствие у  субъектов федерации права сецессии  — выхода из состава федерации;

6.   непризнание за  субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми  его признаками). Это обусловлено  тем, что федеральное законодательство  распространяет свою силу на  всю территорию страны и имеет  приоритет перед актами законодательства  субъектов;

7.   финансовая зависимость  субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и  других денежных знаков);

8.   принцип двойного  гражданства (не во всех федерациях);

9.   в двухпалатном  парламенте одна из палат представляет  интересы субъектов;

10. двухканальная система  сбора налогов:

11. разграничение предметов  ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации  лишены права самостоятельно  выступать на мировой политической  арене, этого не признает за  ними и международное право.9

Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенном порядке и преследуют строго определенные цели.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

Страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследует прежде всего экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращении и т.д. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

 

 

Признаки:

1.   временное межгосударственное  образование, которое распадается  после достижения тех целей, ради  которых оно было учреждено (созданные  в 1958 году Египтом и Сирией  для разрешения арабо-израильского  конфликта конфедеративный союз  — Объединенная Арабская Республика  — распался в 1961 году, т.е. когда  надобность в нем отпала). Конфедерация  — это неустойчивое образование, либо со временем перерастает  в федерацию, либо распадается;

2.   государства-члены  конфедерации в полном объеме  сохраняют за собой суверенитет  и обладают правом сецессии;

3.   отсутствие единой  территории, гражданства;

4.   добровольный характер  вступления в конфедерацию, о  чем лишний раз свидетельствует  право сецессии, которым обладают  члены конфедерации;

5.   формирование органов  управления, необходимых для достижения  целей, послуживших  основанием для  объединения;

6. рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  •  Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма и спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. 10

 

Заключение.

Заключение в современном мире унитарные государства преобладают по количеству над федерациями. Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Но зато в федерациях проживает более трети населения всего земного шара, что является значительным плюсом для этой формы государственного устройства. Можно также отметить, что среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке, Папуа – Новая Гвинея в Океании). Каждая из моделей государственного устройства имеет как позитивные, так и негативные стороны, поэтому нельзя сказать определенно какая из них лучше для развития государств современного мира. И это объективно, т.к. ни одну из них в настоящее время нельзя назвать совершенной.

 

Список использованной литературы

 

  1. Нормативно - правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

 

  1. Научная литература, монографии, статьи
  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2006
  1. Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. — монография. — М.: Издательство «Книгодел», 2009
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2007.
  3. Теория государства и права.  Мелехин А.В. М.: 2007
  4. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. № 8-9. С. 155.

 

III. Учебная литература

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.
  2. Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.
  3. Теория государства и права: Учебник для вузов М.М. Рассолова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.

 

 

 

1 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000

3 Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. — монография. — М.: Издательство «Книгодел», 2009

4 Теория государства и права: Учебник для вузов М.М. Рассолова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.

5Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.

6 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.

7 Теория государства и права: Учебник для вузов М.М. Рассолова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2007.

1  Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. № 8-9. С. 155.

2  Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320.

1 Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320-321.

1 Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 321.

9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2006

10 Теория государства и права.  Мелехин А.В. М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.


Информация о работе Форма государственного устройства