Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества.
Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.
Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Формы государственного правления……………………………….5
2. Монархические формы правления………………………………….7
2.1 Абсолютная монархия…………………….......................................8
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………9
2.2.1 Конституционная монархия………………………………..…...10
2.2.2 Парламентарная монархия………………………………….......10
2.2.3 Дуалистическая монархия………………………………………12
3. Республиканские формы правления……………………………….14
3.1 Парламентарная республика………………………………..……..15
3.2 Президентская республика……………………………………..….16
3.3 Смешанная республика……………………………………….…....17
Заключение…………………………………………………………….…...19
Библиографический список……………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

      1. Формы государственного правления……………………………….5

      2. Монархические формы правления………………………………….7

     2.1 Абсолютная монархия…………………….......................................8

      2.2 Ограниченная монархия……………………………………………9

      2.2.1 Конституционная  монархия………………………………..…...10

      2.2.2 Парламентарная монархия………………………………….......10

      2.2.3 Дуалистическая  монархия………………………………………12

      3. Республиканские формы правления……………………………….14

      3.1 Парламентарная республика………………………………..……..15

      3.2 Президентская  республика……………………………………..….16

      3.3 Смешанная  республика……………………………………….…....17

Заключение…………………………………………………………….…...19

Библиографический список……………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

Введение.

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества.

 Предметом исследования  являются различные формы правления  в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.

Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.

В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития.

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления.

Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.

Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения. Попробуем рассмотреть формы правления и ее разновидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы государственного  правления

Под формой правления1 понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.2 Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Форма правления в узком смысле — это собственно организация вышестоящих органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

-     как создаются  высшие органы власти в государстве, их структуру;

- какие принципы лежат  в основе взаимодействия между  государственными органами;

- как строятся взаимоотношения  между верховной властью и  рядовыми гражданами;

- в какой мере организация  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия3, — словом, как устроено разделение властей.

Критерии определения формы правления:

1.    Способ передачи  власти (наследование или путём  выборов);

2. Ответственность высших  органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3. Разграничение властных  полномочий между органами государственной  власти.

2. Монархические  формы правления

Монархия (гр. Monarchia – единовластие, единодержавие) - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти сосредоточено (полностью или частично) в руках единоличного главы государства: короля, царя, султана, шаха, императора и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху -  концентрация в руках монарха всей полноты власти.4 Монарх правит пожизненно. Законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти. Влада монарха передается, как правило, по наследству от старшего отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и не один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные  формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определённый срок, однако, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу государственного правления.5

 За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности за то, как он управляет страной. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом и Историей.

Виды монархий:

- абсолютная;

- ограниченная;

- конституционная;

- парламентарная;

- дуалистическая.

2.1 Абсолютная  монархия

Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Она была последней формой существования феодальных государств.

В абсолютных монархиях6 вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

Абсолютная монархия соответствовала периоду, в процессе которого завершалось формирование высокоцентрализованных феодальных государств. В Англии, например, этот период делится с начала XVI до первой половины XVII вв., во Франции – с начала XVI до конца XVIII вв., в Германии -  с начала XVII до конца XVIII вв. В Российской империи это был период правления Петра I и Екатерины II.

Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов. Монарх устанавливает полный контроль над всей территорией страны, обладает правом наложения и взыскания всякого рода пошлин, налогов, штрафов, содержания постоянной армии и принудительного призыва на военную службу, правом произвольного назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных судебных приговоров или помилования.

Сохраняющиеся некоторое время в условиях абсолютизма сословно-представительные органы превращаются в сугубо формальные, оказывающие очень слабое влияние на государственную жизнь.7

Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам, абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.

2.2 Ограниченная  монархия

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В большинстве ограниченных монархий на лицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента.8

К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великбритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.

 

2.2.1 Конституционная  монархия.

Основной разновидностью монархической формы правления в условиях капитализма является конституционная монархия.

 Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия в силу различных конкретно-исторических причин сразу приобретает экономическое или социально-политическое господство, идёт на компромисс с дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия является результатом эволюции абсолютной монархии, результатом приспособления данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.

При этом она испытывает панический страх не столько перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру конституционную монархию.

Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и дуалистическую.

2.2.2 Парламентарная  монархия

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная форма правления в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают парламентарную (нередко называемую конституционной) монархию как своего рода резервное средство воздействия на население, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

Информация о работе Форма правления