Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:34, курсовая работа
Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества.
Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.
Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Формы государственного правления……………………………….5
2. Монархические формы правления………………………………….7
2.1 Абсолютная монархия…………………….......................................8
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………9
2.2.1 Конституционная монархия………………………………..…...10
2.2.2 Парламентарная монархия………………………………….......10
2.2.3 Дуалистическая монархия………………………………………12
3. Республиканские формы правления……………………………….14
3.1 Парламентарная республика………………………………..……..15
3.2 Президентская республика……………………………………..….16
3.3 Смешанная республика……………………………………….…....17
Заключение…………………………………………………………….…...19
Библиографический список……………………………………………….23
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Формы государственного правления……………………………….5
2. Монархические формы правления………………………………….7
2.1 Абсолютная монархия……………………..............
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………9
2.2.1 Конституционная монархия………………………………..…...10
2.2.2 Парламентарная монархия………………………………….......10
2.2.3 Дуалистическая монархия………………………………………12
3. Республиканские формы правления……………………………….14
3.1 Парламентарная республика………………………………..……..15
3.2 Президентская республика……………………………………..….16
3.3 Смешанная
республика……………………………………….…...
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………….23
Введение.
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.
Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества.
Предметом исследования
являются различные формы
Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития.
Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления.
Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.
Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения. Попробуем рассмотреть формы правления и ее разновидности.
1. Формы государственного правления
Под формой правления1 понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.2 Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Форма правления в узком смысле — это собственно организация вышестоящих органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Форма правления показывает:
- как создаются
высшие органы власти в
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия3, — словом, как устроено разделение властей.
Критерии определения формы правления:
1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
3. Разграничение властных
полномочий между органами
2. Монархические формы правления
Монархия (гр. Monarchia – единовластие, единодержавие) - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти сосредоточено (полностью или частично) в руках единоличного главы государства: короля, царя, султана, шаха, императора и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху - концентрация в руках монарха всей полноты власти.4 Монарх правит пожизненно. Законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти. Влада монарха передается, как правило, по наследству от старшего отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и не один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определённый срок, однако, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу государственного правления.5
За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности за то, как он управляет страной. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом и Историей.
Виды монархий:
- абсолютная;
- ограниченная;
- конституционная;
- парламентарная;
- дуалистическая.
2.1 Абсолютная монархия
Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Она была последней формой существования феодальных государств.
В абсолютных монархиях6 вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
Абсолютная монархия соответствовала периоду, в процессе которого завершалось формирование высокоцентрализованных феодальных государств. В Англии, например, этот период делится с начала XVI до первой половины XVII вв., во Франции – с начала XVI до конца XVIII вв., в Германии - с начала XVII до конца XVIII вв. В Российской империи это был период правления Петра I и Екатерины II.
Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов. Монарх устанавливает полный контроль над всей территорией страны, обладает правом наложения и взыскания всякого рода пошлин, налогов, штрафов, содержания постоянной армии и принудительного призыва на военную службу, правом произвольного назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных судебных приговоров или помилования.
Сохраняющиеся некоторое время в условиях абсолютизма сословно-представительные органы превращаются в сугубо формальные, оказывающие очень слабое влияние на государственную жизнь.7
Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам, абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.
Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.
2.2 Ограниченная монархия
Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В большинстве ограниченных монархий на лицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента.8
К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великбритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.
2.2.1 Конституционная монархия.
Основной разновидностью монархической формы правления в условиях капитализма является конституционная монархия.
Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).
Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия в силу различных конкретно-исторических причин сразу приобретает экономическое или социально-политическое господство, идёт на компромисс с дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия является результатом эволюции абсолютной монархии, результатом приспособления данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.
При этом она испытывает панический страх не столько перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру конституционную монархию.
Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и дуалистическую.
2.2.2 Парламентарная монархия
Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей.
В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная форма правления в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают парламентарную (нередко называемую конституционной) монархию как своего рода резервное средство воздействия на население, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.