Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества.
Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.
Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Формы государственного правления……………………………….5
2. Монархические формы правления………………………………….7
2.1 Абсолютная монархия…………………….......................................8
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………9
2.2.1 Конституционная монархия………………………………..…...10
2.2.2 Парламентарная монархия………………………………….......10
2.2.3 Дуалистическая монархия………………………………………12
3. Республиканские формы правления……………………………….14
3.1 Парламентарная республика………………………………..……..15
3.2 Президентская республика……………………………………..….16
3.3 Смешанная республика……………………………………….…....17
Заключение…………………………………………………………….…...19
Библиографический список……………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

При парламентарной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

Примером таких монархий являются многие европейские государства – Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды и ряд других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

Сохранение поста главы государства в лице монарха является символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Уместно было бы в связи с рассматриваемым вопросом обратиться к актуальной в последнее время проблеме восстановления монархии в России. Думается, что возврат к этому историческому прошлому невозможен по двум причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату этой традиции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еще в конце XIX столетия.9

2.2.3 Дуалистическая  монархия

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган.

Дуалистическая монархия является первоначальной формой ограниченной монархии. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет её непосредственно через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето.10  Вето - (лат. veto- запрещаю) - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-либо органа.[2] Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха.

В настоящее время ограниченные монархии в виде дуалистических действуют в ряде стран Африки и Азии (например, в Марокко, Иордании и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Республиканские  формы правления

Республика ( лат. Rec publica – общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

В свою очередь современные республики подразделятся на:

- Парламентарные;

- Президентские;

- Смешанные (полупрезидентские).

Следует заметить, что республиканская форма правления свойственна всем типам государства11 и в настоящее время является самой самой распрастранённой формой правления в мире.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1) Всегда существует несколько  высших органов власти, при этом  полномочия между ними разделены  таким образом, что один орган  независим от другого (принцип  разделения властей);

2) Главой государства  является Президент, который осуществляет  свою власть от имени народа;

3) Высшие органы власти  и должностные лица несут ответственность  перед населением, которая может  быть выражена в следующем:

- они избираются на  определенный срок, по истечении  которого полномочия могут не  продлеваться;

-    возможно досрочное  прекращение полномочий.

3.1 Парламентарная  республика

Парламентарная республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий.

Отличительные черты парламентарной республики следующие:

-   верховенство парламента;

-   ответственность  правительства за свою деятельность  перед парламентом;

-  формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте;

-  избрание главы государства  либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой  парламентом.

В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов, т.е. президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).12 Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчинённостью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.13

3.2 Президентская республика.

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить страны со слаборазвитой или неразвитой многопартийной системой (США, Франция, Россия). Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, тем самым подчёркивая факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.14

Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

В президентской (лат. Presidents – букв. «сидящий впереди») республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти («импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

3.3 Смешанная республика

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики15 с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики - повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

В частности, для республики смешанного типа  правления  характерно  отсутствие прямой  юридической  связи  между  президентом  и  правительством.  В   ряде государств всенародно избранный  президент,  будучи  главой  государства,  в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства  исполнительной  властью, которое конституция страны возлагает на правительство  (характерный пример - Россия). В этом  случае  конституция  может  устанавливать  принцип доверия нижней палаты парламента по  отношению  к  формируемому  президентом правительству.

      Одним из  признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны  возможность  роспуска парламента  или  его  нижней  палаты  по  инициативе  президента  в   случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной  власти и  парламентом  одного  уровня  (такое  правомочие   президента   закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По  окончании  установленного  законом   срока   истекают   полномочия  избираемых населением органов государственной власти,  и  вся  процедура  их формирования  повторяется  заново.  Следовательно,   республиканская   форма правления  в   наибольшей   степени   обеспечивает   участие   населения   в формировании  высших  органов  государственной  власти.  В   свою   очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных  органов  власти  требуют максимального правового регулирования,  не  говоря  уже  о  том,  что  форма правления  и  структура  высших  органов  государственной  власти   получают закрепление в конституции страны.16

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в "монархические". Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Центральным институтом  политической системы является  государство. Существуя на протяжении  многих тысячелетий, государство  изменяется вместе с развитием  всего общества, частью которого оно является. Строение государство традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентарские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало, чем отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (В США с одобрения Сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть вынесен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в суперпрезидентскую республику. В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где даже объявляется пожизненным главой государства.

Информация о работе Форма правления