Форма правления в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:07, реферат

Краткое описание

Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма правления в Великобритании.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

 

Число избираемых депутатов  Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. — 659). Определяя состав депутатского корпуса  Палаты общин, следует иметь в  виду два основных фактора: а) партийную  принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

 

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее  представительство в Палате общин: Лейбористская партия — 419 депутатских  мандатов; Консервативная партия — 165 депутатских мандатов; Партия либеральных  демократов — 46 депутатских мандатов; региональные партии — 29 депутатских  мандатов. Региональное представительство  выглядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию  — 61 депутат; Уэльс — 41 депутат; Северную Ирландию — 18 депутатов.

 

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное  лицо, избираемое палатой из числа  своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом  и обеспечивал связь между  общинами и монархом. Кандидатура  Спикера согласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных  консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура  Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

 

Спикер избирается новым  составом Палаты общин, и если он сохраняет  место депутата после новых парламентских  выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство  работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения  по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными  полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может  принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый  и старейший по депутатской карьере  член Палаты общин. Его независимость  обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что  зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, складывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк  — должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря  Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка  и обеспечения безопасности в  Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1)Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полном составе, заседание  которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе  с избираемым председателем. Эта  форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений  конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г.

2)Постоянные комитеты  формируются Комитетом по отбору  в составе 16—50 депутатов для  рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов  не специализированы, однако некоторые  из них определенным образом  ориентированы. Например, комитеты  по законодательству ЕС, комитеты  по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты  и другие вопросы, связанные  с Шотландией и Уэльсом, и  т. д. Число постоянных комитетов  не ограничивается законодательством  или правилами Палаты общин,  которая может принять решение  о создании постоянного комитета  для рассмотрения любого публичного законопроекта.

3)Отобранные комитеты  формируются из числа депутатов  после консультаций с руководителями  партийных фракций и осуществляют  функции, делегированные им Палатой  общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т. д.

4)Совместные комитеты  обеих палат Парламента, формируемые  из их представителей и создаваемые  для рассмотрения неполитических  вопросов и некоторых видов  законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов — это  вторая палата Парламента, которая  ведет свое происхождение от "Большого Совета", существовавшего в нормандский  период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие  королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул  и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты  и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая  ее часть, в основном пожизненные  пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер  не избирается Палатой, а назначается  монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера  Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет  дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер:

а)имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты;

б)оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям;

в)является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции;

г)возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе;

д)ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда;

е)играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании;

ж)издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер  имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает  комитеты, рассматривающие различные  вопросы ее компетенции. Наиболее важными  являются Комитет по науке и технологиям  и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Палата лордов

Палата лордов — это  вторая палата Парламента, которая  ведет свое происхождение от "Большого Совета", существовавшего в нормандский  период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие  королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул  и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты  и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая  ее часть, в основном пожизненные  пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер  не избирается Палатой, а назначается  монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера  Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет  дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер:

а)имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты;

б)оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям;

в)является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции;

г)возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе;

д)ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда;

е)играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании;

ж)издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер  имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает  комитеты, рассматривающие различные  вопросы ее компетенции. Наиболее важными  являются Комитет по науке и технологиям  и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно  представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции  осуществляются путем участия в  законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а)внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б)отклонение законопроектов, принятых Палатой общин;

 

в)внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС;

г)изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Контрольные функции проявляются  в практике вопросов министрам Правительства  и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Информация о работе Форма правления в Великобритании