Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:07, реферат
Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.
Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.
Палата общин (порядок формирования, полномочия)
Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).
Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Порядок формирования и состав.
Выборы в Палату общин могут быть
общими, т. е. проходящими одновременно
на всей территории страны, или промежуточными,
т. е. проводимыми дополнительно
в отдельных избирательных
Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах — шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.
Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.
Лицо, желающее баллотироваться
на выборах в Палату общин, должно
представить "чиновнику по выборам"
документ о выдвижении и внести избирательный
залог. Обычно эти средства предоставляют
политические партии, выдвигающие кандидатов
по избирательным округам. Независимые
кандидаты вносят сумму залога самостоятельно.
Если кандидат набирает менее установленного
законом процента голосов избирателей
(5%), залог не возвращается. В среднем
не возвращается около 20% всей суммы
избирательных залогов. По выполнении
всех формальностей, связанных с
регистрацией, кандидат начинает избирательную
кампанию в округе. Обычно в избирательном
округе баллотируется 2—3 кандидата, и
избранным считается тот, кто
получит больше голосов избирателей
по сравнению с другими
Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. — 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.
По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия — 419 депутатских мандатов; Консервативная партия — 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов — 46 депутатских мандатов; региональные партии — 29 депутатских мандатов. Региональное представительство выглядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию — 61 депутат; Уэльс — 41 депутат; Северную Ирландию — 18 депутатов.
Спикер Палаты общин. Спикером
Палаты общин является должностное
лицо, избираемое палатой из числа
своих членов. Исторически Спикер
обладал большим авторитетом
и обеспечивал связь между
общинами и монархом. Кандидатура
Спикера согласовывается
Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:
обеспечивает взаимодействие
между Палатой общин и
осуществляет руководство
работой Палаты общин и обеспечивает
равные права на участие в этой
работе депутатов, в частности составляющих
меньшинство Палаты. Например, Спикер
может воспрепятствовать
дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;
обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;
подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;
удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.
Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, складывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.
В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк — должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.
Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.
Комитеты Палаты общин: 1)Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г.
2)Постоянные комитеты
формируются Комитетом по
3)Отобранные комитеты
формируются из числа
4)Совместные комитеты
обеих палат Парламента, формируемые
из их представителей и
Законопроекты рассматриваются
в трех чтениях. В первом чтении,
как правило, объявляется название
законопроекта, затем он распечатывается
и раздается депутатам. Через 2—3
недели проводится второе чтение. Здесь
обсуждаются общие положения
законопроекта с последующей
его передачей в комитеты Палаты,
где депутаты и эксперты детально
изучают законопроект. В третьем
чтении по докладу головного комитета
законопроект рассматривается на пленарном
заседании Палаты. Депутаты могут
проводить дискуссию, но, как правило,
Спикер ставит проект на голосование.
Если законопроект получает простое
большинство голосов, то он направляется
во вторую палату. Если Палата лордов вносит
поправки в законопроект, то они
обсуждаются в Палате общин. Как
правило, вопрос решается путем учета
на основе компромисса позиций обеих
палат Парламента. Если согласия достигнуть
не удается, то Палата лордов вправе отложить
законопроект на один год (по финансовым
вопросам — на один месяц). Если обе
палаты принимают законопроект, то
он направляется монарху и после
его одобрения становится законом,
публикуемым в официальном
Способы ограничения прений по законопроекту. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в Парламенте применяются различные способы ограничения прений по законопроектам: 1) "прекращение дебатов" по законопроекту по требованию 100 депутатов, направляемому Спикеру Палаты; 2) метод "кенгуру", заключающийся в обсуждении отдельных статей законопроекта, а не всего основного текста; 3) метод "гильотины", предполагающий строго определенное время для рассмотрения вопроса, по истечении которого обсуждение автоматически прекращается; 4) метод партийной дисциплины и некоторые другие.
Наряду с законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета британский Парламент выполняет и другие функции, важное место среди которых занимают функции контроля за деятельностью Правительства.