Форма правления - Монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с выделенными проблемами, можно обозначить объект дипломного исследования – это монархии, как формы правления, рассмотренные на современном этапе их развития. Предметом дипломного исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления.
Исходя из вышеизложенного, цель данной дипломной работы – рассмотреть монархическую форму правления, выделить классификации монархии, выделить понятие и признаки. Для этого необходимо решить ряд задач:

Вложенные файлы: 1 файл

19.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

В соответствии с выделенными проблемами, можно обозначить объект дипломного исследования – это монархии, как формы правления, рассмотренные на современном этапе их развития. Предметом дипломного исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления.

Исходя из вышеизложенного, цель данной дипломной работы – рассмотреть монархическую форму правления, выделить классификации монархии, выделить понятие и признаки. Для этого необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть становление и развитие форм правление,

- определить понятие, сущность и виды форм правление,

- исследовать понятие, история и  характерные черты монархии,

- изучить организацию монархической власти,

- рассмотреть преимущества и недостатки монархии,

- изучить историческую классификацию разновидностей монархии,

- определить особенности монархии в современном мире.

При исследовании данной проблемы использовались методы:

  1. формально-юридический, для понимания работы монархического аппарата именно с юридической точки зрения;
  2. сравнительно-исторический, для проведения черты между современностью и историей и понимания значимости изучения монархий на современном этапе для исторической дисциплины;
  3. сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей правового развития монархий;
  4. метод системного анализа, для изучения монархии как системного элемента современного мирового сообщества;
  5. формально-логический, для изучения действия монархического аппарата в соответствии с законами формальной логики;
  6. психологический, для понимания монархического правосознания, как такового.

 

Глава 2. Общая характеристика монархии

2.1. Понятие,  история и  характерные черты  монархии

 

 

Монархическая форма правления  – «власть одного, единовластие»1 – очень древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Исторически доказано, что объективно могут существовать две формы  правления - монархия и республика, поскольку лишь в них сложились  такие особенности, которые могут  быть только в этой форме правления2. Это означает, что как монархия, так и республика заслуживают тщательного научного исследования. К сожалению, сегодня отечественная наука в лице многих авторов следует точке зрения советских ученых, признавая, что «институт монархии утратил свое значение»3.

Эта точка зрения является выводом  о том, что в буржуазных странах  глава государства как таковой «оказывает очень небольшое влияние на ход государственных дел»4. Как вчера, так и сегодня авторы говорят о крайне негативном влиянии монархии на общественное развитие5, фактически сводят ее к республиканской, анализируют лишь конституционные акты, порой содержащие «непонятные» нормы.

Однако сами монархические государства, опыт их развития, современное положение дел доказывают обратное. Там монархи, не принимая заметного участия в политической жизни общества, играют существенную роль в принятии государственных решений. Значит, монархия - это нечто большее, чем просто упоминание формы правления в конституции, значит, анализировать необходимо и фактические обстоятельства, вытекающие из закрепляемой в основном законе формы правления. К сожалению, этого в современной отечественной науке практически не делается, что и составляет проблему исследования монархии. В условиях демократизации и начала дискуссии о замене формы правления в России необходимо показать все черты монархии, изучая в совокупности с идеями монархизма. Тогда исследование приобретает совершенно новый вид, где заметны рычаги влияния монарха на общество и государство, даже при отсутствии конституционных полномочий в основном законе.

Идеи монархии и монархизма позволяют  утверждать, что анализируемая форма правления представляет собой цепь политико-правовых следствий. Установления формы правления, которая должна быть регламентирована в первую очередь основным законом, поскольку он конституирует государство, достаточно, чтобы утверждать о существовании всех ее следствий в полном объеме. Поэтому вовсе не обязательно их закреплять, но часто так делается6. Это нужно, чтобы подчеркнуть их важность, но не является основанием, чтобы рассуждать об упразднении какого-либо следствия, его части. Представим их.

Монархия закрепляется в основном и особом законе путем определения  формы правления, ее вида. Например, в Конституции Испании в ч. 3 ст. 1 говорится: «...формой Испанского государства является парламентарная монархия»7.

Форма правления всегда закрепляется в основном законе (может закрепляться и в особом) в названии и (или) тексте, прямо или простым упоминанием и даже может входить в различные словосочетания, чего явно достаточно, словами «корона», «престол», «королевство» («империя», «княжество» и т.п., что зависит от упомянутого в основном и особом законе главного звания монарха; в английском языке это можно охватить одним словом - realm)8. Все эти термины (один из них или несколько), включая само понятие «монархия», могут закрепляться либо как-то упоминаться как в официальном названии государства, которое должно содержаться в основном и особом законе, так и отдельно в тексте основного9 и особого закона. Кроме того, основной закон может закреплять и вид монархии. Уникален в этом отношении пример Дании, который к тому же дает определение конституционной монархии (п. 2 и 3). Когда вид монархии не закрепляется, его можно определить по способам осуществления государственной власти. Рассмотрим это на примере Конституции Норвегии.

Параграф 1 устанавливает для Норвегии ограниченную монархию. Параграф 3 декларирует, что исполнительная власть принадлежит монарху, из параграфа 30 (право короля принимать решения по своему усмотрению) следует, что он осуществляет ее единолично. Раздел «C» говорит о том, что законодательная власть осуществляется стортингом. Отсюда следует, что Норвегия - конституционная монархия. Соответственно этому виду пропорционально формируются прерогативы Норвежской королевской власти, часть из которых установлена Конституцией, в том числе и необычной нормой параграфа 19 о том, чтобы король следил за тем, чтобы «использование знаков королевской власти осуществлялось согласно предписаниям стортинга и с наибольшей пользой для общества».

Монархическая форма правления  устанавливает и охватывает все  государство, включая его государственные образования, в том числе автономии, зависимые и заморские территории, субъекты федерации. Поскольку форма правления характерна для всего государства, то она и ее следствия едины для всего государства. Не могут признаваться таковыми фактически существующие (в большинстве случаев - самопровозглашенные монархии, так называемое вождество - англ. chiefdom) в данной форме правления другие монархии. Соответственно, не может быть и отдельных следствий монархии, они едины10.

При присоединении республиканского или монархического государства или части их территории на ней прекращается существующая форма правления вместе с ее следствиями и распространяется монархическая форма правления со своими следствиями. При присоединении части территории монархического государства монарх, отчуждающий территорию, сохраняет монархию и ее следствия на оставшуюся часть государства. При присоединении всего монархического государства, которое становится частью присоединяющего, оно может получить статус государственного образования. В этом случае монарх присоединяемого государства утрачивает монархию, которая прекращает свое существование со своими следствиями, а на ее место распространяется монархия и следствия присоединяющего государства11. Когда часть территории монархического государства получает независимость, т.е. само становится государством, то возможны следующие ситуации. Если создается монархия:

а) уничтожение монархической формы  правления бывшей метрополии на данной территории, создание там новой монархической формы правления и, соответственно, новых следствий;

б) возможно оставить монархическую  форму правления и создать  новые следствия, в том числе и первичное - монарха (государя)12.

Если создается республика, то на данной территории уничтожается монархия и ее следствия, образуя республиканскую форму правления со своими собственными следствиями.

Монарх (равнозначно ему государь, иногда используют термин «правящий» с добавлением главного звания монарха (английский вариант - queen in her own right), соответственно, если речь идет о супруге с таким же титулом, используется выражение queen consort). Человек, который имеет право стать монархом независимо от колена, но пока не является таковым, называется наследником Короны, наследником престола, действие выражается глаголами «наследовать Корону», «наследовать престол», момент становления монархом - восшествием на престол или принятием Короны. Порядок перехода Короны называется престолонаследием или наследованием Короны. Отметим, что правоспособность монарха13 возникает с момента восшествия на престол автоматически после смерти или отречения предшественника. Его дееспособность - с момента принесения присяги перед народом (т.е. парламентом, представляющим народ, в Соединенном Королевстве - особым органом). Процедура получения дееспособности монархом называется провозглашением монарха или вступлением на престол, по окончании которой монарх считается провозглашенным таковым и вступившим на престол. Обычно эта церемония, которая устанавливается монархом на основании положения основного и (или) особого закона о присяге. На этой церемонии определенное должностное лицо объявляет монарха таковым. Одновременно с этой церемонией, имеющей вполне понятные юридические последствия, во всех уголках страны соответствующие должностные лица объявляют о смерти или отречении старого монарха и о новом монархе. Одна из них - в столице у главной резиденции монарха (например, в Лондоне о королеве Елизавете II объявили на балконе Букингемского дворца). Сказанное позволяет утверждать, что заявление о том, что «король наделяется правами как бы в результате принятия законодательным органом его присяги»14, ставится под сомнение.

Монарх - это первичное следствие  монархии, обладатель монархии и ее следствий, их реализатор. Поскольку  монархическая форма правления  охватывает все государство, то следующее ему понятие «монарх» также создается единым для всего государства, олицетворяется в одном лице (примеры существования совместного царствования доказывают это правило). Здесь необходимо различать понятия «монарх» и «монарший титул». Последний является частью вторичного следствия монархии. Монарх может обладать несколькими титулами, в том числе и такими, которые наука традиционно относит к нему. Наоборот, традиционное отнесение титулов к монарху еще не может свидетельствовать о монархии, точно так же и традиционно республиканские названия глав государств не могут свидетельствовать о наличии республики15. Если монарх всегда является обладателем титулов как частей вторичного следствия, то обладатель титулов не всегда является монархом.

Вторичные следствия монархии. Их условно можно объединить в несколько групп:

А. Монарх является символом государства, т.е. его олицетворением, воплощением и обладателем (в его особе закрепляется принадлежность на совокупность государства и его частей). Поскольку государство можно определить как совокупность всех его признаков (без какого-либо оно не может существовать), то монарх также является и символом всех этих признаков вкупе и в отдельности каждого. При этом правовой статус монарха представляется единым вне зависимости от вида монархии (иначе под сомнение ставится само определение монархии как единовластия), различия проявляются в способе осуществления тех функций монарха, которые вытекают из вторичных следствий.

В принадлежащей государству территории можно увидеть принцип собственности  монарха, который выражается формулой «монарх вне основного и особого закона может делать все, что пожелает». На этой территории осуществляется публичная власть. При этом, например, в Швеции она принадлежит (равнозначно - источник публичной власти) народу, но осуществляется монархом как воплощением, в частности, данного признака. Для осуществления данной власти при монархическом государстве действует аппарат управления и принуждения. Это система органов государственной власти, являющихся органами Короны, которая и возглавляет ее. Государственные служащие действуют именем монарха, т.е. реализуют его функции, являясь служащими Короны. Упорядочивая общественные отношения, монархическое государство осуществляет нормативный порядок регулирования общественных отношений. Способы создания нормы права зависят от вида монархии16 и связаны с действием «от имени монарха». Для существования монархии необходим государственный суверенитет. В монархическом государстве этот принцип связан с существованием монарха в качестве суверена, т.е. обладателя государственного суверенитета, значит, верховной власти в пределах данного государства, а также самостоятельности и независимости от каких-либо внутренних и внешних сил (отсюда вытекает и принцип независимости монарха). В свою очередь, верховная власть включает в себя государственную власть как свою неотъемлемую часть, а также верховные права на другие виды власти (в том числе и на муниципальную, публичную, родительскую и т.д.). Последний вид власти всегда презюмировался в теории монархии, но в 1996 г. в Соединенном Королевстве приобрел нормативное подкрепление, когда парламент Великобритании фактически подтвердил, что принадлежность верховной власти дает монарху возможность лишать родительских прав. В данный признак обычно включают два монархических правила: формулы о собственности на государство и о том, чтобы в государстве ничего не совершалось против или даже помимо воли монарха. «Считается, что суверенитет нельзя измерить в правах или иных показателях, уменьшить их число или увеличить. Суверенитет - это не права, а их основание, то есть... суверенитет дает право его носителю реализовывать верховную власть независимо и самостоятельно. Суверенитет нельзя разделить, передать часть его другому субъекту, ограничить: он либо есть, либо его нет. Государство может передать любому субъекту по договору, в конституционном или ином порядке часть своих прав, полномочий, но не суверенитета»17. Государственный суверенитет не стоит путать с национальным и народным. В монархическом государстве государственный суверенитет принадлежит монарху, но при этом не отрицается существование национального и народного18. Отметим, что государственный суверенитет (или суверенитет монарха) обычно презюмируется, народный и (или) национальный суверенитет закрепляется. Это происходит указанием на данный вид суверенитета либо это закрепляется различными формулами, в том числе и указанием на принадлежащую им власть (например, указывается, что власть исходит, а равно принадлежит народу, народ - источник власти, имеет верховную власть, которую не стоит путать с верховной властью государства и т.д.). Однако это не государственная власть, а власть соответственно нации и народа. Первая создана для обоснования политико-правового свойства народа, заключающегося в его верховенстве и полновластии в решении внутренних дел и отношений с другими народами (т.е. это внутриорганизационный вид власти, распространяющийся на народ и призванный регулировать его статус). Вторая - для самоопределения народа. Верховная власть государства, т.е. та, которая олицетворяется монархом как сувереном и является олицетворением государственного суверенитета, имеет верховные права на обе эти власти. Таким образом, если закрепляется правило, согласно которому все власти исходят от нации, это нужно понимать как закрепление национального суверенитета, а иначе нарушаются все монархические традиции и монархия не сможет долго существовать в силу нарушения критериев жизнеспособности. Указанные нами правила подтверждает и Конституция Бельгии. В ст. 33 указывается, что «все власти исходят от народа». Если в это понятие включать верховную власть государства, т.е. и государственную власть, тогда эта статья вступает в противоречие со ст. 37, где исполнительная власть передается в принадлежность королю. Кроме того, данные нами правила подтверждаются и Конституцией Российской Федерации, где в ст. 3 разводятся понятия «народ» как источник власти и «носитель суверенитета», т.е. обладатель верховной власти государства, а отсюда и государственной власти, и верховных прав на негосударственные виды власти. Также в английском языке есть выражение для обозначения одной из сторон деятельности суверена: fountain of order и fountain of justice, буквальное толкование позволяет определить, что это не только право, но и обязанность монарха. В силу олицетворения государственного суверенитета и являясь главой государства, монарх выполняет функции верховного представителя народа во внутренних и внешних сношениях. Это связано с исторической персонификацией монарха как отца (матери) нации, персонификатора народа, что обосновывает его право на правление. Также для осуществления своей деятельности государство владеет собственностью. Государственная собственность считается собственностью Короны: «...государство (Корона)... является собственником больших участков земли»19. Монархическое государство способствует объединению народа. Последнее является выражением формулы «монарх - символ единства нации и соответственно государства, в том числе его территориальной целостности». Лишь на основании данной формулы уже можно говорить о наличии церемониала.

Информация о работе Форма правления - Монархия