Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:54, курсовая работа
В соответствии с выделенными проблемами, можно обозначить объект дипломного исследования – это монархии, как формы правления, рассмотренные на современном этапе их развития. Предметом дипломного исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления.
Исходя из вышеизложенного, цель данной дипломной работы – рассмотреть монархическую форму правления, выделить классификации монархии, выделить понятие и признаки. Для этого необходимо решить ряд задач:
Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).
Организация республиканской власти основана на ее делении. В древности – это власть римских консулов. Консулов было двое, они избирались на один год, причем правили не совместно, а попеременно: по очереди по одному дню. Ярким примером того, к чему приводит такая организация, стала битва при Каннах, когда Ганнибал разбил римлян после того, как Гай Варрон, дождавшись своего дня, бросил неподготовленное римское войско на разгром иберийской коннице карфагенцев.
В Новое время появилась
Этот принцип заложен во многих конституциях, в том числе России и наших ближайших соседей: Польши, Украины, Белоруссии, Литвы и др. Разработчики этой системы полагали, что в борьбе должно рождаться равновесие, однако они не учли, что государство как раз и появилось, потому что не было единства и согласия воль: шла постоянная борьба. В этой войне всех против всех и появилась государственная власть. Ее воля была поставлена в качестве арбитра выше всех остальных мнений и позиций. В этом единстве и заключается смысл и значение государственной власти.
Монархическая власть этим и отличается от власти республиканской. Власть монарха дается Богом, а потому она едина и нераздельна. Как гласили Основные государственные законы Российской Империи: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает».
Власть монарха верховна и едина. Она не ограничивается ни в качестве, ни в глубине проникновения. Всякий вопрос может быть предметом личного рассмотрения монарха, но не всякий становится вопросом его рассмотрения. Это качество Лев Тихомиров назвал царской прерогативой – правом монарха разрешить всякий вопрос по справедливости, минуя законы, данные управительной власти. В этом заключается верховность самодержавия. Монарх существует для того, чтобы народ помнил, что есть гарант спокойствия, стабильности, веры и справедливости. Однако царская прерогатива имеет преимущественно символичное значение, нежели практическое, ибо сложно представить, чтобы один человек физически мог бы разрешить значимую часть споров и конфликтов, возникающих в обществе.
Организация монархической власти представляет собою вертикальный, а не как у республиканской власти – горизонтальный – разрез. Эта организация двухъярусна: собственно монарх, как представитель Верховной власти, располагается на верхнем ярусе, а ярусом ниже находится правительство – власть управительная.
Управляет правительство, Император лишь направляет и координирует его работу, разрешает споры – царствует. Император – стратег, председатель правительства – тактик.
Монарх играет две главные социальные роли в политической жизни общества: роль символа и роль арбитра. Монарх – это образец для подражания, поэтому народы позволяют монархам править собою и судить их. Это возможно именно потому, что монархическая власть воспринимается как священная и нравственная.
Каковы общие черты
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название), независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую (представительную) и парламентарную. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом.
В дуалистических монархиях (Пруссия,
Австрия, Италия, Румыния в прошлом)
за монархом остаются исполнительная
власть, право формировать
В парламентарных монархиях (современные Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, королевства Бельгия, Норвегия, Швеции) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето и лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент частично регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1947 года народ Испании после 16 летнего перерыва, на плебисците высказался за установление монархии. Подобное произошло в 1993 году и в Камбодже, где монархия была восстановлена через 23 года. После распада СССР некоторые страны СНГ подумывают о введении монархического строя (Грузия). В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», «стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п. “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”21.
Таким образом, монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина22, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д., ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо, монархия как форма правления весьма неоднородна, гибка и изменчива.
Итак, монаршая власть - это верховная власть, следовательно, одновременно исключительно принадлежащая монарху (т.е. монаршая прерогатива), создающаяся для политического процесса и оперативного воздействия. Эти прерогативы изначально принадлежат монарху (изначально могут осуществляться и регентом, и другими специально указанными в основном и (или) особом законе представителями монарха, значит, действующими в соответствии с монаршими инструкциями, в том числе от его имени, т.е. по распоряжению). Личные прерогативы могут быть переданы (опять-таки) на основании личной прерогативы «монарший дар», также теория не отрицает, что самим «монаршим даром» может быть передан royal warrant любому лицу, однако, по нашему мнению, представителям монарха их целесообразнее передавать монаршей инструкцией. Составляющими монаршей власти являются личные и политические прерогативы, а их количество прямо пропорционально виду монархии.
Отметим, что наименьшее число прерогатив монаршей власти, встречающихся в основном и особом законе, - пять23: одна политическая прерогатива, т.е. указание на то, что монарх является главой государства, или, иначе, высшим должностным лицом, считающимся верховным представителем государства24, три личные - право на священность, право на государственное содержание, часть права на титул. Последнее выражается закреплением дефинитивной или какой-то иной нормой главного звания монарха, которое всегда присутствует в основном законе25, как и соответствующее ему название государства (например, король - королевство, император - империя). Кроме того, закрепляется абстрактная, всегда управомочивающая норма, которая позволяет устанавливать личные прерогативы. Сказанное не означает, что в основном и особом законе не могут закрепляться конкретные личные прерогативы. Однако в большинстве случаев это делается для уточнения соответствующей нормы. Например, ст. 113 Конституции Бельгии устанавливает, что «Король имеет право жаловать дворянские титулы, не связывая, однако, с ними какие-либо привилегии». Деепричастный оборот в данном случае является уточнением. Толкуя установленную, в частности, абз. 2 ст. 85 Конституции Бельгии монархию в совокупности со ст. 113, можно сделать вывод о том, что речь идет о конституционных правах и свободах человека и гражданина, недопущении их ограничения у всех граждан и людей в пользу дворянского титула. Ограничения дарования личной прерогативы здесь нет, поскольку в любом случае личная прерогатива остается под контролем монарха. Другая часть нормы - это совокупность двух личных прерогатив: «королевский дар» и «право на титул».
Данные прерогативы делают возможным закрепление в основном или особом законе других прерогатив, полномочий, прав и обязанностей, традиционно относящихся к монарху либо закрепляющихся за главой государства.
Практика свидетельствует, что в основном законе всегда закрепляется право на священность, которое выражается в том, что монарха нельзя ни порицать (т.е. к нему требуется уважительное отношение), ни обвинять, а также право на государственное содержание. В чистом виде право на священность закреплено в Конституции Норвегии (параграф 5)26. В других основных законах закрепляется его часть - право на неответственность или право на неприкосновенность27, а право на священность лишь предполагается либо закрепляется отдельно. В Швеции право на неприкосновенность закреплено параграфом 7 главы 5 Формы правления 1974 г.: «Король не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Также не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государства и регент»28. Из этого общего правила следует, что монарх не может являться субъектом правонарушения, а значит, «неподвластен» любому виду юридической ответственности.
Право на государственное содержание, которое в основном законе закрепляется бланкетной нормой либо нормой основного закона и бланкетной нормой, не следует путать с правом на цивильный лист. Эти понятия относятся друг к другу соответственно как целое и его часть. Право на государственное содержание включает в себя: цивильный лист (определенная сумма, которая не облагается налогом и дается монарху на личные расходы), иногда в него включают право на комплекс дворцов и замков, передающихся безвозмездно во владение, пользование и распоряжение, право на другие объекты государственной собственности (например, в Соединенном Королевстве - это Королевская эскадрилья, Королевский поезд, яхта) и сумма на их содержание, право на денежную сумму для представительских расходов.
Б. Наследственность Короны (Престола). Здесь определяются положения о переходе Короны и ее следствий от одного обладателя к другому.
Уничтожение монархии влечет за собой уничтожение ее следствий и наоборот (включая части следствий)29. Однако происходит это не автоматически. Такого рода уничтожение пропорционально затрудняет исполнение монархом своего долга, тем больше условий жизнеспособности монархии не соблюдается. В определенный момент жизнеспособность монархии станет равна нулю, и она исчезнет под влиянием искажения правосознания населения другого государства. Таким образом, условия жизнеспособности30 занимают определяющее место, а потому для их поддержания и поддержания монархии на должном уровне необходима соответствующая поддержка. Это может, помимо всего прочего, выражаться и в соответствующем воспитании членов монаршей семьи (например, в Швеции все принцы и принцессы должны быть воспитаны в евангелической вере) либо исповедовании соответствующей религии (там, где это существует, в обязанность монарха логически входит поддержка соответствующей религии либо отречение от престола в случае перехода в другую веру).