Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:44, курсовая работа
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.
Введение 4
1Понятие и принципы правового государства 6
2 Развитие идеи правового государства в России 19
3Условия формирования правового государства 36
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Федерельное государственное
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Юридический
Кафедра ТиИГиП
Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
на тему: Формирование правового государства в России
по дисциплине « Теория государства и права »
Исполнитель
Студент группы 221-сб5 ______________________ Т.В.Меднова
Руковолитель
старший преподаватель _______________________ В.И.Змеу
Нормоконтроль
старший преподаватель _______________________ В.И.Змеу
Введение
1Понятие и принципы
правового государства
2 Развитие идеи правового
государства в России
3Условия формирования
правового государства
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Работа 42 с., 24 источника
Правовое государство, закон, право, государство, разделение властей, конституционный суд, верховенство права, гражданское общество.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. В данной работе мы попытались проследить пути формирования правового государства в России, а также выявить условия формирования правового государства в Российской Федерации.
Введение
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации. Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течении длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.
Следует также отметить,
что государство и право не
только зависят друг от друга, но
в то же время и сохраняют определенную
самостоятельность. Но это не означает,
что такая взаимосвязь и
Существуя в рамках огромного
исторического времени, правовое государство
не было, конечно, застывшим. Оно изменялось
и развивалось, отражая процессы,
происходившие в этих социальных
структурах. Этот подход, в частности,
предполагает глубокое переосмысление
наших принципиальных позиций по
отношению к правовому
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве. В работе были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов правового государства, развитие идей правового государства в России, условия формирования правового государства в Российской Федерации. Цель данной работы – изучить лишь одну из составляющих, коим является правовое государство – это его становление и развитие в России.
Современная Российская действительность,
со всей присущей ей консервативностью
и довольно постоянной по своему характеру,
указывает на необходимость скорейшего
радикального пересмотра ряда ранее
сложившихся подходов к рассмотрению
правового государства и
1.Понятие и принципы правового государства
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу правящих индивидов.
Сам термин «правовое государство»
сформировался и утвердился довольно
поздно в первой четверти 19 века –
в немецкой юридической литературе
(в работах К.Т.Велькера, Р. фон
Моля и др.). В дальнейшем этот термин
получил широкое
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.1
Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное
"связывание" государственной
власти правом, формирование для
государственных структур
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение- гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
Второй основной принцип
правового государства
– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
– взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие
принципы правового государства, которые
в той или иной мере вытекают из
вышеприведенных и создают для
них обеспечивающий фон: высокий
уровень правосознания и
Идея правового государства
есть идея взаимоуправления гражданского
общества и государства, предполагающая
разрушение монополии государства
на власть с одновременным изменением
соотношения свободы
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
Учёными – юристами проведены
глубокие научные исследования этой
проблемы. Так, В. Н. Кудрявцев и Е.
А. Лукашева отмечают, что формирование
правового государства требует
последовательного проведения в
жизнь следующих
органов, незыблемость свободы личности,
её прав и интересов, чести и достоинства,
их охрана и гарантированность; взаимная
ответственность государства и личности;
наличие эффективных форм контроля за
осуществлением законов.
В. В. Лазарев отмечает, что
правовое государство характеризуют:
сосредоточение всех полномочий государственно-властного
регулирования в системе государственных
институтов; «разделение властей», т. е.
недопустимость подмены выполнения функций
одной государственной подсистемы другой;
наличие развитого гражданского общества;
создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению властных
полномочий в каком-либо одном звене или
институте верховенство и прямое действие
конституционного закона; установление
в законе и проведение на деле суверенности
государственной власти; формирование
обществом на основе норм избирательного
права законодательных органов и контроль
за формированием и выражением законодательной
воли в законах; соответствие внутреннего
законодательства общепризнанным нормам
и принципам международного права;
правовая защищённость всех субъектов
социального общения от произвольных
решений кого бы то ни было; возвышение
суда как образца, модели и средства обеспечения
правовой государственности; соответствие
законов праву и правовая организация
системы государственной власти; единство
прав и обязанностей граждан; взаимная
ответственность государства и личности.
Как справедливо отмечает В.
В. Лазарев, формирование и,
в конечном счете, завершение
создания правового
Мне
кажется, наиболее удачно параметры правового
государства выделил М.Н. Марченко: верховенство
закона; гарантированность прав и свобод
граждан, реальное обеспечение этих прав
и свобод, поддержание принципа взаимной
ответственности гражданина и государства;
реализация принципа разделения властей;
поддержание в обществе режима демократии,
законности и конституционности. Но, основываясь
на принципах, предложенных В.И.Ерёменко,
мне хотелось бы добавить к ним принцип
разрешения любых споров в судебном порядке,
что подчёркивает возвышение суда, и предложенный
Лазаревым принцип верховенства и прямого
действия конституционного закона.
Принцип законности.
В. Д. Зорькин довольно чётко
сформулировал свою точку
прошлом административно-командную систему,
практически разрушалось государство
как пирамида.
Информация о работе Формирование правового государства в России