Формирование правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Содержание

Введение 4
1Понятие и принципы правового государства 6
2 Развитие идеи правового государства в России 19
3Условия формирования правового государства 36
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории.docx

— 86.51 Кб (Скачать файл)

                                    Министерство образования и науки  РФ

           Федерельное государственное бюджетное  образовательное учреждение

                                    высшего профессионального образования

         АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                      (ФГБОУВПО «АмГУ»)

 

 

 

Факультет Юридический

Кафедра ТиИГиП

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Формирование правового государства в России

 

по дисциплине « Теория государства и права »

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

Студент группы 221-сб5        ______________________       Т.В.Меднова   

 

 

Руковолитель

старший преподаватель        _______________________       В.И.Змеу  

 

 

Нормоконтроль

старший преподаватель         _______________________        В.И.Змеу

 

 

 

 

 

 

 

                                         Благовещенск 2013

                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                  4

1Понятие и принципы  правового государства                                    6

2 Развитие идеи правового  государства в России                              19

3Условия формирования  правового государства                              36

   в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       РЕФЕРАТ

 

 

Работа 42 с., 24 источника

 

 

Правовое государство, закон,  право,  государство, разделение властей, конституционный суд, верховенство права, гражданское общество.

 

 

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому  государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти. Правовое государство  -  многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. В данной работе мы попытались проследить пути формирования  правового государства в России, а также выявить условия формирования правового государства в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

 

 

Вопросы, связанные  с  правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны  в современных условиях, т.к. мы живем  в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации. Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течении длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Следует также отметить, что государство и право не только зависят друг от друга, но  в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость  относится лишь к определенному  типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к  государству и обществу право  всегда выступает, прежде всего, как  регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные права и обязанности  сторон, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки  для его активности и эффективности.

Существуя в рамках огромного  исторического времени, правовое государство  не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и  свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели – благородные и высокие цели правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих  представлений  о государстве  и праве. В работе были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов правового государства, развитие идей  правового государства в России, условия формирования правового государства в Российской Федерации. Цель данной работы – изучить лишь одну из составляющих, коим является правовое государство – это его становление и развитие в России.

Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью  и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее  сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это с одной  стороны. А с другой – безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Понятие и   принципы правового государства

 

 

Идея правового государства  имеет длительную историю и занимает важное место в  политических учениях  прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства  родилась как противовес самовластию  и произволу правящих индивидов.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века –  в немецкой юридической литературе (в работах К.Т.Велькера, Р. фон  Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной  России, где среди видных сторонников  правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А.Покровский и др.  

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.1

Для правового государства  характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной  власти правом, формирование для  государственных структур правового  режима ограничения (формально-юридическая  сторона).2

Первый принцип нашел  свое закрепление в ст. 2 Конституции  Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно  исполнять свое главное предназначение- гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип  правового государства воплощается  в жизнь с использованием следующих  способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью  исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет  горизонтальное разделение власти еще  и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности  государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права.3

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства  на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства  и общества в пользу последнего и  отдельной личности.

При всем многообразии принципов  правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать  во взаимосвязи. Если анализировать  первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Учёными – юристами проведены  глубокие научные исследования этой проблемы. Так, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева отмечают, что формирование правового государства требует  последовательного проведения в  жизнь следующих основополагающих принципов: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность  законом самого государства и  его 
органов, незыблемость свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов.

В. В. Лазарев отмечает, что  правовое государство характеризуют: 
сосредоточение всех полномочий государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; «разделение властей», т. е. недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы другой; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте верховенство  и прямое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищённость всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности.

             Как справедливо отмечает В.  В. Лазарев, формирование и,  в конечном счете, завершение  создания правового государства  связывается с максимальным обеспечением  прав и свобод человека, ответственностью  государства перед гражданином  и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона  и строгим его соблюдением  всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами  и гражданами, с эффективной работой  правоохранительных органов.4 
           Мне кажется, наиболее удачно параметры правового государства выделил М.Н. Марченко: верховенство закона; гарантированность прав и свобод граждан, реальное обеспечение этих прав и свобод, поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства; реализация принципа разделения властей; поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности. Но, основываясь на принципах, предложенных В.И.Ерёменко, мне хотелось бы добавить к ним принцип разрешения любых споров в судебном порядке, что подчёркивает возвышение суда, и предложенный Лазаревым принцип верховенства и прямого действия конституционного закона.

                                 Принцип законности.

         В. Д. Зорькин довольно чётко  сформулировал свою точку зрения  на правовое государство и,  в частности, на место закона  в государстве. Он говорит,  что правовое государство –  это такое государство, которое  живёт в виде права. Образ  государства, живущего в виде  права, записывается в Конституции.  Конституция – это и есть  закодированное юридическим языком  государство. Оно предполагает  прежде всего определённое системное  сцепление в единое целое всех  правовых актов в данном государстве,  которое представляется в виде пирамиды. Разрушая в недалёком 
прошлом административно-командную систему, практически разрушалось государство как пирамида.

Информация о работе Формирование правового государства в России