Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:44, курсовая работа
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.
Введение 4
1Понятие и принципы правового государства 6
2 Развитие идеи правового государства в России 19
3Условия формирования правового государства 36
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Таким образом, правовое государство
– это такое устройство общества,
при котором право как
2.Развитие идеи правового государства в России
Идеи правового государства
на протяжении длительного времени
занимали умы не только зарубежных,
но и отечественных ученых-
Идеи правового государства, нередко именовавшегося "государством законности", "государством правопорядка" и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.11
В связи с этим встречающиеся иногда в научной и учебной юридической литературе утверждения о том, что право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности и что"гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д., являются спорными.
Они слишком общие и
прямолинейные. Ведь если строго следовать
им, то нужно признать, что декабристы,
вынашивавшие идеи уничтожения самодержавия
и крепостничества
Утверждения об отсутствии
в России "достаточной ценности
и самоценности" права, так же,
как и утверждение о том, что
гражданам России свойственно было
искать "высшую справедливость в
монархе", несомненно, навеяны традиционными
для многих западных и нетрадиционными
для некоторых отечественных
авторов представлениями о
При этом не играют роли разночтения во взглядах авторов относительно того, что явилось основной причиной "законченной самодержавности" и "нецивилизованности" России, - внутренние причины или же внешние факторы. Некоторые западные авторы склонны считать, что в основе процессов, приведших Россию к "самодержавному централизованному управлению", лежат исключительно внешние факторы, а именно - постоянное, начиная с XII в., давление Запада на Россию в виде территориальных захватов (Западной Белоруссии и Украины), технических и технологических "вызовов" и пр., которые каждый раз заставляли Россию "собираться", с тем, чтобы выстоять и не попасть в зависимость от Запада.13
Именно это давление Запада,
по мнению некоторых авторов, стало
побудительным мотивом для
Однако, какими бы ни были причины
многовекового существования в
России "централизованного
Об этом свидетельствуют
не только академические издания, посвященные
проблемам демократической
Среди них можно, в частности, выделить Указ Александра Первого от 1 января 1810 г. об учреждении Государственного Совета, состоящего из особ, "доверенностью нашею в сословие сие призываемых". Несмотря на то, что Совет по существу был орган совещательный и не подрывал прерогатив самодержавной власти, тем не менее он знаменовал собой определенный сдвиг в сторону ее рассредоточения.
Согласно Указу "все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению".
В качестве примера дальнейшего рассредоточения самодержавной власти в России можно сослаться на Основные государственные законы, утвержденные Указом Николая второго 23 апреля 1906 г.
В них, несмотря на то, что по-прежнему признается "верховность самодержавной власти", принадлежащей "императору всероссийскому", повиноваться которой не только за страх, но и за совесть "сам Бог повелевает", вместе с тем закладываются весьма важные для формирования основ правового государства положения.14
В разделе "О законах"
устанавливалось, что: а) "Империя
Российская управляется на твердых
основаниях законов, изданных в установленном
порядке"; б) "Сила законов равно
обязательна для всех без изъятия
российских подданных и для иностранцев,
в Российском государстве пребывающих";
и в) никакой новый закон "не
может последовать без
Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идеи правового государства в России в конце XIX - начале XX в. имели также закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором "в единении с представителями народа", порядка выборов в Государственную Думу (Указ от 6 августа 1905 г.), о правах и обязанностях российских подданных, среди которых "право свободно избирать место жительство и занятие", приобретать и отчуждать имущество, "беспрепятственно выезжать за пределы государства" и др)16
Разумеется, в условиях самодержавия
было бы весьма наивно говорить о становлении
правового государства. Ибо основной
законодательный массив был направлен
не только на сохранение, но и на укрепление
самодержавной власти. И тем не
менее появление в нормативно-
Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.17
Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.
Речь при этом идет не
только о традиционном влиянии на
российскую политическую мысль, скажем,
идей Вольтера, считавшего, что "чем
больше законы, созданные по договору
между людьми, приближаются к естественному
закону, тем более сносна жизнь"
или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция,
Гольбаха или Монтескье. Большое
влияние оказывали также и "рядовые"
исследователи государственно-
Среди западных авторов, разделявших идеи правового государства, в качестве примера можно указать на А. Ленинга, выступавшего против всесилия государства, в котором не может быть свободных граждан, а есть только "несвободные рабы".18
Можно сослаться также на К. Штаммлера, развивавшего идеи о том, что право есть такое правило поведения, которое должно соблюдаться не только рядовыми гражданами и их организациями, но и самой властью, его устанавливающей. При этом "данное право действует до тех пор, пока не будет заменено новым правилом". Если же "власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать", а действует по своему усмотрению, то в таком случае право сменяется произволом.19
Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма.
В сознании многих просвещенных
людей по-прежнему доминировали автократические
идеи о священности и
По-прежнему в обществе были широко распространены и пользовались активной поддержкой, особенно в правящих кругах, идеи, высказанные еще Н. Карамзиным в его известной "Записке о древней и новой России" (1811 г.), адресованной Александру I, в которой он решительно выступал против какого бы то ни было законодательного ограничения самодержавия.20
Россия, писал он, всегда "основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием". Власть монарха всегда должна быть выше закона.
Монарх может все, по мнению Карамзина, но он не может ограничить свою власть законом. Даже сама постановка вопроса о подчинении самодержавной власти закону, не говоря уже о принятии конституции, ограничивающей эту власть, "грозит России гибелью".21
К тому же принятие конституции в условиях самодержавия - дело бессмысленное. Ибо кто посмеет помешать монарху нарушить ее? А в случае нарушения - кто отважится предъявить ему претензии или объявить его преступником? Никто, заключал историк, и тут же добавлял для убедительности, что "всякое русское сердце содрогнется от сей ужасной мысли".
Идеи просвещенного
Так, по-прежнему продолжало сохраняться "метаюридическое", по определению С.А. Котляревского, "право монарха спасать Россию". По-прежнему законодательно закреплялось и строго соблюдалось положение о том, что "особа государя священна и неприкосновенна", а сам монарх обладал огромной законодательной и исполнительной властью. В соответствии с теми же упоминавшимися уже ранее "Основными государственными законами" он являлся "державным вождем российской армии и флота", верховным "руководителем всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", имел право объявлять войну и заключать мир, равно как договоры с иностранными государствами, обладал полномочиями на "объявление местности на военном или исключительном положении" и т.д.22
Однако вместе с тем
и в российском законодательстве,
и в научной юридической
И, в-третъих, формирование и
развитие идей правового государства
в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялись
на фоне и в контексте бурных академических
дискуссий о соотношении
Констатируя данный факт, Г.
Шершеневич писал, что в юридической
науке сложились два
Информация о работе Формирование правового государства в России