Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа
Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, разновидности формы правления, сделать выводы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- дать понятие формы государственного правления;
- рассмотреть монархическую форму государственного правления;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ (СМЕШАННЫЕ) ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ (СМЕШАННЫЕ) ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Формы правления» имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире и является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно – организованном обществе.
Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию формы правления.
Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления.
Ему же принадлежит и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например демократической и аристократической республик, той или иной формы власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления: демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, разновидности формы правления, сделать выводы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- дать понятие формы
- рассмотреть монархическую
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форма правления показывает:
Критерии определения формы правления: способ передачи власти (наследование или путём выборов):
- ответственность высших
- разграничение властных
Форма правления — это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Теория государства и права выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику.
Различие между ними можно провести, указав на юридические и иные признаки, им свойственные.
ГЛАВА 2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Монархическая форма правления — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Монархия – «власть одного, единовластие» - весьма древняя форма правления.
Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.
В Средние века она стала основной формой государственного правления. Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, но чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур.
Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует.
Отличительные признаки монархии:
- Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
- Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий:
К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословно представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
2.1 Сословно-представительная
монархия — монархия, в которой власть монарха
ограничена на основании традиции формирования
органов по критерию принадлежности к
определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испа
2.2 Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).
В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Как форма правления, конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
В свою очередь конституционная монархия делится на:
- Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии. Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.
В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.
- Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является
лишь данью традиции и не обладает какими-либо
существенными полномочиями. Государственное
устройство в такой монархии строится
на принципе разделения властей (Великобритания, Япони
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из
представителей определенной
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной
и судебной сферах власть
- законодательные акты
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).1
Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ её организации и осуществления, социально – психологического состояния общества.
Монархия – традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, её устраняющих.
1ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Республиканская форма правления, или республика, также весьма древняя форма государственной организации общества.
Уже в первых месопотамских городах – государствах (IV – III тыс. до н.э.), как в последствии и в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города – государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.