Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа
Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, разновидности формы правления, сделать выводы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- дать понятие формы государственного правления;
- рассмотреть монархическую форму государственного правления;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ (СМЕШАННЫЕ) ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- они избираются на
- возможно досрочное
Виды республик
Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.
1. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания
президента и формирования прав
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).
Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.
2. Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль,Греция, ФРГ).
3. Смешанная республика — в государствах с такой формой правления
сильная президентская власть одновременно
сочетается с наличием эффективных мер
по контролю парламента за деятельностью
исполнительной власти в лице правительства,
которое формируется президентом с обязательным
участием парламента. Таким образом, правительство
несет ответственность одновременно и
перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Ф
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархия, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступить гарантом демократических преобразований.
В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государств).
Также не следует однозначно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме:
- рабовладельческое, феодальное государство – монархия,
- буржуазное, социалистическое государство – республика.
Форма правления зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления бюрократической волокиты, для защиты прав граждан на периферии т.п.
Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по – видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъектный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.
В настоящее время современная отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной их основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
И это важно сейчас для политической жизни России, когде идет поиск наиболее эффективной формы организации и осуществления государственной власти в стране. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения: исторические традиции, национальная психология, религиозность т.п.
При этом современная теория государства удерживает всё позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах её развития, в том числе и на марксистском направлении, а также более глубоко учитывает и накопленное иными теоретическими государственно – правовыми школами. Вместе с тем она исключает то, что было примитивно упрощено, входило в отечественную теорию государства и права как результат догматизации и вульгаризации марксистской теории.
Следует также отметить, что наряду с изучением формы государства с позиции теории государства в юридической науке государственное устройство, система власти изучается более конкретно отраслевой наукой государственного (конституционного) права. Поэтому теория государства, как и следует из её методологии, дает лишь самые основные, отправные положения, касающиеся формы правления.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1