С помощью
законодательства государство устанавливает
правовой режим природопользования,
берет на себя обязанность
перед своими гражданами по
обеспечению нормальной среды
обитания. Основными нормативными
актами, регулирующими данную функцию
являются: Конституция РФ, законы
РФ «Об охране окружающей среды»,
«основы лесного законодательства»,
«О недрах», «Об экологической
экспертизе», «О радиационной
безопасности населения» и т.д.
Функция налогообложения
и взимания налогов. Это направление
деятельности государства охватывалось
ранее более общей, хозяйственно-организаторской
функцией.
В новых
условиях развития России в
силу возрастания роли, значительного
расширения объема и усложнения
содержания данная функция, будучи
тесно связанной с экономической,
вместе с тем выделилась в
одну из самостоятельных основных
функций. Ее содержание составляют:
формирование и содержание казны
государства, пополнения казны,
за счет всех видов налогов.
Базовыми нормативными
актами, регулирующими выполнение
данной функции, выступают Федеральный
закон «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
и Налоговый кодекс РФ. В
них определены виды налогов,
объекты налогообложения и сборов,
права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков.
Нынешние кризисные
явления в экономике с особой
остротой поставили перед рассматриваемой
функцией задачу оптимального
сбора налогов в казну. Однако
одновременно с этим, по мере
стабилизации обстановки, все полнее
и целесообразнее должно проявлять
себя и такое важное назначение
налоговой функции, как ее регулирующие
воздействие на экономику.
Функция охраны
прав и свобод граждан, всех
форм собственности, правопорядка.
В современных условиях существенные
изменения и развитие претерпели
каждый из неразрывно связанных
между собой компонентов содержания
этой триединой функции.
Конституция
РФ (ст.2) признав человека, его права
и свободы высшей ценностью,
впервые закрепила защиту прав
и свобод человека и гражданина
в качестве обязанности государства.
Тем самым охрана и развитие
разносторонних прав и свобод
граждан должны составлять смысл
деятельности всех законодательных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти. К сожалению,
это конституционное требование
пока еще должным образом не
выполняется.
Новое в
содержание данной функции состоит
в том, что согласно статье
8 Конституции, «в России признаются
и защищаются равным образом
частная, государственная и муниципальная
собственности». Сообразно с
этим, прежде всего, должна осуществляться
равная правовая защита всех форм собственности.
В современной
обстановке возросло значение
охраны правопорядка, предусматривающей
обеспечение режима законности,
предупреждение и сокращение
правонарушений.
Обеспечение неотвратимости
наказания за преступление независимо
оттого, кем оно совершено, не
только святая обязанность, но
и служебная функция органов
правопорядка и их должностных
лиц.
Особое место
в правовом обеспечении данной
функции являются: Уголовный кодекс
РФ, законов «О борьбе с терроризмом»,
«О судебной системе в Российской
Федерации», «О прокуратуре» и
т.п.
2. Основные внешние функции
В течение
последнего времени изменилась
не только Россия, но и весь
мир. Ушли в прошлое глобальная
конфронтация и прямая угроза
ядерной войны.
Соответственно
существенные изменения претерпели
основные внешние функции Российского
государства. Одни из них отпали
(функции сотрудничества и взаимопомощи
с социальными странами, помощи
развивающимся государствам), другие
– получили дальнейшее развитие,
третьи – возникли (функции сотрудничества
со странами СНГ, интеграция
в мировую экономику).
Основные внешние
функции выражают задачи внешней
политики Российской Федерации.
Функция
обороны. Несмотря на улучшение
международной обстановки, у России
еще не мало внешнеполитических
проблем. Не исчезли очаги
локальных конфликтов у российских
границ. Согласно этой функции,
Вооруженные Силы РФ предназначены
для отражения агрессии, направленной
против России, для вооруженной
защиты целостности государства
и неприкосновенности территории.
Оборонная
функция реализуется через выполнение
комплекса мероприятий (военных,
экономических, правовых, идеологических,
организационных и иных) по обеспечению
военной безопасности государства.
Она носит комплексный характер
и осуществляется экономическими,
политическими, идеологическими,
дипломатическими, военными и иными
средствами.
Функция обеспечения
мира и поддержки мирового
порядка. Приоритеты в деятельности
России по обеспечению мира
– это не допущение новой
глобальной войны – горячей
или холодной, укрепления обязанности
не распространения оружия массового
уничтожения и новейших военных
технологий.
В силу своего
потенциала, геополитического положения
и влияния Российское государство
несет особую ответственность
за подержание стабильности и
порядка в современном мире.
Функция сотрудничества
и укрепления связей со странами
СНГ. Эта функция направлена
на сферу особой ответственности
и особых взаимоотношений России
и ее соседей.
Проявление
данной функции выражено в
перспективном развитии таких
документов как Договор о Союзе
Беларуси и России, Договор о
дружбе, сотрудничестве и партнерстве
между Россией и Украиной, Договор
с Республикой Казахстан и
др.
Функция содружества
с другими странами включает
в себя несколько подфункций:
1. Функция сотрудничество
с членами мирового сообщества
по поддержанию мира и мирового
правопорядка - предполагает деятельность
по сохранению мира, предотвращению
войны, разоружению, ликвидации
ядерного оружия, борьбе с преступлениями
(ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового
порядка, урегулированию межнациональных
конфликтов.
2. Экономическое,
торгово-финансовое сотрудничество.
Мировое хозяйство, наука и
культура, связь и технологии
развиваются по единым экономическим
законам. Происходит дальнейшая
специализация государств на
международном рынке труда, производства
и сбыта товаров. Экономическая,
финансово-кредитная система любого
цивилизованного государства постепенно
становится частью международного
хозяйства и финансово-кредитной
системы.
Проблемы в экономике
одной страны в современных условиях
неизбежно сказываются на состоянии
других государств. Важное значение приобретает
сотрудничество стран через международные
организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские
учреждения и др.
3. Культурное и
научно-техническое сотрудничество.
Все растущее влияние культурного,
научно-технического процессов на
жизнь людей обусловило необходимость
координации деятельности государств
в интересах решения глобальных
проблем современности и социального
развития. В Организации Объединенных
Наций такое сотрудничество координируют
специализированные учреждения
по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО), Международное
агентство по атомной энергии
(МАГАТЭ) и др. По инициативе этих
и других специализированных
органов ООН проводятся многочисленные
международные фестивали, выставки,
конгрессы и семинары. Осуществляются
совместные разработки учеными
и научными организациями многих
стран. Развивается международный
рынок научно-технических знаний
(купля-продажа патентов, лицензий,
технологий и др.), произведений
музыкального и сценического
искусства, международный книгообмен.
4. Международная охрана
окружающей среды. Эта функция
выделилась в самостоятельную
сферу деятельности большинства
государств современности. Экологическая
обстановка с каждым годом
ухудшается, что ставит под угрозу
жизнедеятельность человека на
Земле. Загрязнение природы имеет
наднациональный характер, для него
не существует границы. Это
требует скоординированной, целенаправленной
деятельности всех государств. Такая
деятельность широко проводится
специализированными органами ООН
и другими межгосударственными
организациями.
Функции интеграции
в мировую экономику и сотрудничества
с другими странами в решении
глобальных проблем. В самостоятельную
функцию данное направление деятельности
России сложилась лишь в последний
период времени.
Новый характер
международных связей открыл
благоприятные возможности для
более эффективной реализации
интересов России в области
экономики, торговли, бизнеса. Действуя
в этом направлении, Россия
вступила в основные международные
экономические организации, заключила
соглашение о партнерстве и
сотрудничестве с Европейским
Союзом.
Также реализация
данной функции дает России
осуществление и решение глобальных
проблем, затрагивающих интересы
каждого народа и человечества
в целом. Это - проблемы освоения
космоса и безопасности планеты,
защиты Мирового океана, охраны
растительного и животного мира,
предотвращение и ликвидация
последствий крупных производственных
аварий, катастроф.
Заключение
Таким образом, на основании
всего вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что функции
государства многоплановы, их формирование
происходит в процессе становления
и развития государства. Исчезают одни
функции, возникают другие.
Функции государства - это
цельная, взаимосвязанная деятельность
всей системы государственных органов,
направленная на гармоничное экономическое,
социальное и духовное развитие общества,
при непременном взаимодействии
и сотрудничестве с другими государствами.
Функции государства обладают признаками,
позволяющими выделять их среди всех
прочих.
Классификация функций государства
производится по многим признакам, наиболее
общепринятым из которых является деление
функций на внутренние и внешние.
Среди внутренних можно выделить
политическую, экономическую, социальную,
экологическую, идеологическую, функцию
финансового контроля и правоохранительную,
а среди внешних – функцию
сотрудничества с другими государствами
и функцию обороны страны.
Список источников
информации
- Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1979.
- Клепцова Т. Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике: Учеб. Пособие. – М., 1992.
- Морозова Л. А. Функции Российского государства //Государство и право. – 1993. - №6.
- Пахоленко Н. Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период //Политические проблемы теории государства. – М., 1993.
- Певцова Е.А. Общая теория права и государства. – Изд. дом Центросоюза, 2011.
- Алексеев С.С. Государство и право.- М., 1996.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: Новый юрист, 1998.
- Жегуров Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие.- М., 1995.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник.- М: ИНФРА-М – НОРМА, 1996.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М.: Теис, 1996.
- Курс теории права и государства /Под ред. И.П. Марова.- Тюмень, 1994.
- Основы государства и права: Учебное пособие /Под ред. О.Е. Кутафина.- М., 1994.
- Основы государства и права: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.
- Степанова Т.А. Право и его роль в жизни общества //Основы государства и права.- 2001.- № 3.- с.21-29.
- Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.
- Теория государства и права /Под ред. А.Б. Венгерова. - Ч.1.- М.,1989.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995.