Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разобраться в особенностях функций государства. Для достижения поставленной рассмотрим:
понятие функций;
их классификацию;
формы и методы их реализации;
тенденции развития.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства с.4-10
1.1. Понятие функций государства с.4-4
1.2. Классификация функций государства с.6-7
1.3. Содержание внутренних и внешних функций государства с.8-10
Глава 2. Формы, методы реализации функций государства и функции Российского государства с.11-24
2.1. Формы и методы реализации функций государства. с.11-14
2.2. Основные функции Российского государства с.15-24
Заключение с.25
Список источников информации с.26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 109.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы, методы реализации функций государства и функции Российского государства

2.1. Формы и методы  реализации функций государства.

Вопрос о формах осуществления  функций государства традиционно рассматривается в теории государства и права в связи с характеристикой функций государства. Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе. Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные.

Правовые формы, во-первых, говорят о том, что деятельность государства осуществляется в тесной связи с правом, и, во-вторых, показывают, каким образом используется право  при осуществлении функций государства. Среди правовых форм осуществления функций государства выделяют 

  • правотворческую;
  • правоисполнительную;
  • правоохранительную.

Правотворческая (правоустановительная) форма – это властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях.

Правоисполнительная форма  – это организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами.

Правоохранительная форма  – это привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила. Правоохранительная форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, то есть нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы осуществления  функций носят вспомогательный  характер, они существуют, чтобы  обеспечить деятельность государства  в основных (правовых) формах осуществления  функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных  комиссий, организацию заседания  органов государства (парламента, правительства и другие). Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства. Обычно об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую.

Организационно-регламентирующая форма выражается в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная  форма характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой  по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная  деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения и тому подобное).

Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и так далее). Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустаноительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполниельная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и так далее), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Выделяют методы осуществления  функций государства - способы воздействия  на поведение людей. Методы осуществления функций государства:

  1. убеждение (власть агитирует);
  2. принуждение (заставляет);
  3. поощрение (создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация  методов деятельности государства, методов осуществления функций  государства. Можно выделить:

  1. централизованный метод. Означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху;
  2. децентрализованный метод. Осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства. Государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно, остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;
  3. рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты. Государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе, поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы;
  4. поощрительный метод. Государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов.

 

2.2. Основные функции Российского государства

К основным функциям современного российского государства относятся:

Внутренние:

   ♦ обеспечение   народовластия; 

   ♦ экономическая, 

   ♦ социальная функции; 

   ♦ налогообложение; 

   ♦ экологическая  функция; 

   ♦ обеспечения  законности и правопорядка, охраны  прав и свобод граждан.

     Внешние: 

   • внешнеэкономическая  - партнерства и интеграции в  мировую экономику;    

   • обороны страны;

   • поддержки мирового  правопорядка;

   • борьба с терроризмом;

   • экологическая;

   • сотрудничества  с другими государствами в  решении глобальных проблем современности  (экологической, сырьевой, продовольственной,  энергетической, демографической и  др.).

     Функции направлены  на выполнение конкретных задач  и достижение целей, которые  встают на определенных этапах  развития общества.

1. Основные внутренние  функции

     В современный  период Российскому государству  присущи следующие основные внутренние  функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки  (образования), налогообложения и  взимания налогов и сборов, экологическая,  охраны прав и свобод граждан,  всех форм собственности, правопорядка.

     Экономическая  функция. Она заключается в  обеспечении нормального функционирования  и развития экономики, в том  числе посредством охраны существующих  конституционных форм собственности.  С принятием Гражданского кодекса  РФ создана правовая основа  рыночной экономики, экономической  свободы человека, партнерских отношений  между государством и гражданином.

     В отношении  особо важных отраслей экономики,  таких как энергетика, атомная,  оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство  осуществляет непосредственное  управление, выступая в качестве  собственника или держателя акций.

     Государственная  программа по развитию экономики  предусматривает также финансирование  программ научно-технических и  промышленных исследований, особенно  в области перспективных и  приоритетных направлений.

     Вместе с  тем недостаточно внимания уделялось  развитию отечественного промышленного  и сельскохозяйственного производства.

     Как показала  практика, оздоровление и последующее  реформирование всей хозяйственной  и финансовой жизни России  непосредственно связано с усилением  роли государства, его экономической  функции (как это было, например, при президенте Рузвельте –  в США, при канцлере Эрхарде  – в ФРГ).

     Социальная  функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

     Содержание  этой функции многозначно: государство  признано охранять труд и здоровье  людей, устанавливать гарантированный  минимум размера оплаты труда,  обеспечивать государственную поддержку  семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан; устанавливать государственные  пенсии и пособия и т.д.

     Важные стороны  социальной функции государства  составляют так же смягчение  и преодоление таких издержек  нынешнего переходного периода,  как бедность, рост безработицы,  стабилизация уровня жизни населения.

     Правовому  обеспечению социальной функции  служат Семейный кодекс РФ, Трудовой  кодекс РФ, закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации», указы Президента «О  неотложных мерах по обеспечению  здоровья населения» и т.п.

     Однако осуществление  данной функции государства еще  не отвечает предъявляемым к  ней требованиям.  В обстановке  систематических задержек заработной  платы, пенсий, пособий, девальвации  рубля и роста цен происходит  снижение жизненного уровня населения.  Устранение такого рода негативных  явлений, нарушающих право граждан  на достойную жизнь, - первоочередная  задача государства, которая определяет  содержание и роль его социальной  функции.

     Функция развития  культуры, науки и образования.  Эта функция сложилась вместо  ранее осуществляющей культурно-воспитательной  функции со свойственным ей  доминированием монопольной государственной  идеологии.  В отличие от прежней,  нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается  на признании Конституции Российской  Федерации (ст.13) идеологического  многообразия, согласно которому  никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной.  Статьей 44 Конституции  «каждому гарантируется свобода  литературного, художественного,  научного, технического и других  видов творчества, преподавания»,  охрана интеллектуальной собственности.

     Содержание  этой функции сегодня составляет  государственная поддержка развития  культуры – литературы, искусства,  театра, кино, музыки, живописи, архитектуры  и т.д.; физической культуры и  спорта; радио, телевидения и других  средств массовой информации; сохранение  историко-культурных памятников, исторических  комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

     В содержание  данной функции входит также:  государственная поддержка развития  науки; создание благоприятных  условий для творческой деятельности  научных коллективов; меры по  улучшению работы общеобразовательной  школы.

     Правовую основу  осуществления данной функции  составляют Основы законодательства  РФ о культуре, Закон РФ «Об  образовании», указы Президента  РФ «О некоторых мерах по  усилению государственной поддержки  науки и высших учебных заведений  Российской Федерации» и др.

     Имеющиеся  в осуществлении этой функции  трудности и упущения, к сожалению,  связаны в основном с недостаточным  выделением средств на развитие  культуры, науки и образования  из государственного бюджета.

     Экологическая  функция. Эта функция также  именуется как функция охраны  природы и рационального использования  природных ресурсов.  Объективным  факторов, вызывающим необходимость  в такой основной государственной  функции, является развитие научно-технической  революции и ее последствия  для человека.  Создавая огромные  блага для людей, научно-техническая  революция одновременно с тем  неизбежно связана с многократно  возросших вовлечением окружающей  природной среды в общественное  производство, что в свою очередь,  вызывает разного рода негативные  последствия в экологических  системах; ведет к загрязнению  воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу  растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.  В этих условиях проблема экологии  вышла за пределы не только  отдельной страны, но и в глобальном  мире, международном масштабе и  превратилась в проблему спасения  земли, сохранения человечества.

    Основное содержание  экологической функции составляет  государственное управление координация  деятельности в области охраны  окружающей среды, регулирования  природопользования. Обеспечения экологической  безопасности, улучшения качества  окружающей среды.

Информация о работе Функции государства