Функции государства, механизм (аппарат) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы является изучение функции государства, механизм (аппарат) государства, а также принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Предмет исследования: функции и аппарат государства.
В соответствии с предметом и целью можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть основные функции и формы российского государства;
2) раскрыть механизм и принципы организации и деятельности государственного аппарата;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 57.59 Кб (Скачать файл)

    Введение 

    Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув  как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство  не совпадает с обществом и  выступает по отношению к нему управляющей системой.   Эта  система имеет собственную внутреннюю  логику развития, четкую структурную  организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический  механизм взаимодействия структурных  элементов. Таким образом, государство  – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

    Государство характеризуют следующая признаки, отличающие его как от до государственных, так и негосударственных организации:

  1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государственное обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
  2. система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
  3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому – либо роду, племени, учреждению, в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство);
  4. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридически рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
  5. монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
  6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
  7. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
  8. обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта.

    В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная. Верховенство государственной  власти означает:

    а) ее безусловное распространение  на население и все социальные структуры общества;

    б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие  субъекты политики;

    в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего  юридических (правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной);

    г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными юридическими акты других субъектов политики, если они не соответствуют установления государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

    11. наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы  государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.).

       Актуальностью данной работы является, функции государства и аппарат государства.

    Следовательно, цель курсовой работы является изучение функции государства, механизм (аппарат) государства, а также принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    Предмет исследования: функции и аппарат  государства.

    В соответствии с предметом и целью  можно выделить следующие задачи:

          1) раскрыть основные  функции и формы российского  государства;

          2) раскрыть механизм  и принципы организации и деятельности       государственного аппарата;

    Для реализации задач использовался  комплекс методов исследования, включающий метод теоретического уровня (междисциплинарный, анализ литературы по проблеме исследования).

    Цели  и задачи определили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    В работе использованы такие источники  как: Конституция РФ, Уголовный кодекс, Федеральные законы; книги авторов: Лазарева В.В., Копейчикова В.В., Костенко Н. И., Комарова С. А., и другие.  
 

    Глава 1. Функции государства: понятие и виды 

    Функции государства – это основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним целей и  задач. Именно в функциях проявляется  сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что  делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные пред ним задачи.

       В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

    К наиболее значимым признакам функций  государства относятся:

  1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в

           важнейших сферах общественной жизни;

  1. непосредственная связь между сущностной характеристикой 

           государства и его социальным  назначением, которая (связь)  

           реализуется в деятельности государства;

  1. направленность деятельности государства на выполнение крупных

           задач и достижение целей, встающих  на каждом историческом этапе 

           развития общества;

  1. определение формы реализации функций государства (чаще всего

           правовые), связанные с применением особых, в том числе властно- 

          принудительных, методов.

    Понятие функций государства не следует  отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи –  средства ее достижения, то функции  – это основные направления деятельности государства по   решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

    Последовательность  возникновения функций зависит  от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

    • потребностей и интересов населения;
    • экономических возможностей общества;
    • нравственного и культурного уровня общества;
    • профессионализма государственных служащих и структур.

    В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и  задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.

    Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечений правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства.

    В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей – на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения – на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости оттого, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, – на внутренние и внешние.1 

    1.1. Основные внутренние и внешние  функции российского государства 

    K внутренним функциям современного российского государства относятся следующие:

    Функция охраны прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения порядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности соченного российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина.

    Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами.

    Сейчас  данная функция в современной  России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению  стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

    Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции и т.п.), принимается специальное законодательство (НК РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

    Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты.

Информация о работе Функции государства, механизм (аппарат) государства