Функции норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является, изучение современных концепций функций норм права.
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ФУНКЦИИ НОРМ ПРАВА 4
1.1Понятие функций норм права 4
1.2 Юридическая природа функций норм права 6
1.3 Виды функций норм российского права 9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ НОРМ ПРАВА 20
2.1. Формы реализации функций норм права 20
2.2Соотношение функций норм права и функций права 28
2.3Проблемы осуществления функций норм права: вопросы их эффективности и качества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

функции норм права2 (1).docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

Учредительные нормы, их еще в литературе называют нормы-начала, представляют собой предписания, закрепляющие основные устои правовой действительности, определяют основы существующего общественного строя, общие моральные, политические, идеологические основы законодательства и т.д. Как правило, нормы-начала содержатся в преамбулах нормативно-правовых актов. Основная масса таких норм сосредоточена в конституции как основном законе государства. 17

Декларативные (учредительные) нормы выполняют в механизме правового регулирования особую функцию. Особое функциональное назначение рассматриваемых норм выражается в том, что они непосредственно не регулируют поведение субъектов, а интегрируют общезначимые, моральные, политические, идеологические ценности в правовую материю, придают этим ценностям правовую форму. При этом необходимо иметь в виду, что декларативные нормы провозглашают не непосредственные, а конечные цели правового регулирования

Нормы-принципы представляют собой особую разновидность системоопределяюших правовых норм. Правовые принципы отличаются от учредительных норм как формой своего выражения, так и функциональным назначением. Именно в нормах-принципах идеологические основы, выраженные в правовых декларациях, находят свое развитие. Назначение норм-принципов заключается в том, чтобы упорядочивать, иерархизировать все иные правовые нормы. Они выступают в качестве определенного механизма саморегуляции в праве, имеющем своей целью обеспечение взаимосвязи и взаимодействия отдельных составных частей системы права. 18

Определительно-установочные нормы - это правовые предписания, определяющие цели и задачи правового регулирования, действия конкретных нормативно-правовых актов . Определительно-установочные нормы не формулируют непосредственно правило поведения, не устанавливают конкретных моделей прав и обязанностей субъектов. Они представляют собой своего рода программные положения, конечно же, не столь высокого порядка, как декларативные нормы. Если декларативные нормы задают конечные цели действия права как такового, то определительно-установочные нормы определяют базовые для конкретной отрасли права ценности, назначение действия того или иного нормативно-правового акта, устанавливают этапы, направления и способы регулирования конкретных групп общественных отношений. Формируясь в рамках соответствующих отраслей, подотраслей и институтов права, они определяют содержание норм этих структурных элементов системы права, формируют их систему, связывая эти нормы в единое целое. Нормы-цели и нормы-задачи, как правило, находят свое закрепление в начальных статьях нормативно-правовых актов.

Значимую роль в определении и формировании системы права играют дефинитивные нормы. Дефиниция в праве представляет собой «признанные, установленные нормативно-правовым актом границы класса предметов, явлений, процессов» , имеющих юридическое значение, и призвана раскрывать содержание понятия.19 В современной системе правового регулирования дефинитивные нормы, дающие определения правовых понятий, связывают в единое целое все нормы, содержащие термин, определяющий эти понятия.. Как правило, дефинитивные нормы непосредственного регулирующего воздействия на поведение субъектов не оказывают. Они нацелены на разграничение, различение и идентификацию правовых понятий. Занимая относительно небольшое место в тексте нормативно-правового акта, эти нормы оказывают существенное воздействие на его реализацию и, следовательно, эффективность действия. В этой связи следует отметить особенности выполняемых нормами-дефинициями функций. И в первую очередь тех функций, которые направлены на обеспечение ясности и точности положений нормативно-правовых актов.

Во-первых, дефинитивные нормы, и в этом основное их назначение, разъясняют содержание и значение терминов, используемых в тексте нормативно-правового акта.

Во-вторых, они выполняют функцию уточнения значения используемых в акте терминов. Такая необходимость возникает в связи с тем, что иногда в законодательных текстах употребляются слова и выражения, повседневный, обыденный смысл которых может не отвечать выражению воли субъекта правотворчества.

В-третьих, нормы-дефиниции могут придавать терминам новое значение, расширяющее или, наоборот, сужающее его смысл, акцентирующее внимание на определенных специфических признаках определяемого правового предмета, явления или процесса, исходя из особенностей регулирования определенной сферы общественных отношений. В этой связи нормы-определения обеспечивают единообразное толкование правовых норм в процессе их реализации; повышают значимость других правовых норм; способствуют экономичному и целесообразному размещению нормативно-правовых предписаний, придают законодательству необходимую краткость формулировок; обеспечивают внутреннюю согласованность и непротиворечивость законодательства. Системоопределяющие нормы права являются наиболее общими в системе специализированных норм. Без их связывающего, формирующего воздействия система права вряд ли смогла бы существовать. 20

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ НОРМ ПРАВА

2.1. Формы реализации функций норм права

Рассмотрим формы реализации функций норм права.

Функция норм права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций норм права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.21

Информационная форма реализации функций норм права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций норм права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование . Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.22

Эффективность реализации функций норм права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

- условий эффективности  регулирования;

- процесса правового регулирования;

- социальных результатов  регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.23

Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений. В общетеоретических исследованиях применение права нередко рассматривается как самостоятельное явление концепции социального управления и теории правонарушений.

В социальном аспекте применение права означает сознательную, целенаправленную деятельность государственных органов, заключающуюся в воздействии на поведение людей (организаций) с целью направления их действий в соответствии с интересами государства и общества. Социальная потребность применения норм права вызывается необходимостью организации и упорядочения общественных отношений. Именно поэтому применение норм права по своей социальной природе является управленческой деятельностью.

Одна из особенностей права состоит в том, что оно не только охватывает своим регулирующим воздействием общество в целом как объект управления, но и регламентирует деятельность тех государственных институтов, которые это управление осуществляют.24

С социальной природой связано и общественно-политическое значение применения права. Оно выражается в том, что применением права достигаются результаты, определенные законодателем при принятии нормативных правовых актов.

Все области общественной жизни (экономическая, социальная, правовая, духовная и т, д.) оказываются связанными с политикой. А в условиях общественной нестабильности и модернизации государственных институтов наблюдается, возможно, излишняя политизация всех сфер общества. При этом сфера применения нрава, политическая по своей сути, постоянно подвергается как позитивному, так и негативному влиянию политических противовесов,  зачастую правоприменение становится средством   решения   политических   конфликтов. 25  

Государственные органы и отдельные должностные лица пытаются использовать правоприменение в политической борьбе. С подобными явлениями приходится сталкиваться сегодня достаточно часто как на федеральном, гак и на региональном уровне. Правоприменительные органы сегодня напрямую втянуты в политические конфликты общества и зачастую становятся орудием их разрешения,

В этих условиях соотнесение правоприменительной деятельности с экономическими и социально-политическими потребностями общества становится первоочередной задачей. Реализация субъектами права (прежде всего гражданами) своих нрав и свобод не должна наносить ущерб интересам государства, а государство, в свою очередь, должно уважать и охранять права и свободы граждан и соизмерять свою деятельность, в том числе правоприменительную, с их интересами и потребностями.

Социально-политическая природа применения права проявляется в его функциях. Конечно, общее назначение применения права разнообразно, но главным образом оно связано с созданием особых правовых актов, призванных продолжить общее нормативное регулирование и дополнить его индивидуальным подпормативным регулированием, выражающимся в конкретизации правового положения субъектов в реальной общественной ситуации.26

С позиции социального аспекта применение права целесообразно выделить работу Зелениной А.Ю  « Применение как основная функция реализации норм права социального обеспечения», в которой автор  проводит анализ практического механизма реализации функций норм права в сфере социального обеспечения.

 Зеленина А.Ю утверждает  что, правоприменение в сфере социального обеспечения можно определить как деятельность компетентных (обязанных) органов, осуществляемую, как правило, в установленных процедурных формах, заключающуюся в вынесении на основании предписаний норм права социального обеспечения обязательных для исполнения актов применения в целях реализации нуждающимся лицом права на определенный вид социального обеспечения.

Реализация процедурных норм права социального обеспечения обладает определенной спецификой: «В отличие от норм материального права, реализация которых происходит посредством их применения в порядке, зафиксированном в процедурных нормах, предписания самих процедурных норм реализуются как путем применения, так и путем обычного исполнения»

Вывод автора, что процессуальные (процедурные) предписания не требуют по отношению к себе правоприменительного процесса : они в основном соблюдаются, исполняются и используются Таким образом, в ходе применения одних правовых норм (материальных) отмечается соблюдение, исполнение и использование других (процедурных).

Особенность реализации процедурных норм права социального обеспечения заключается в том, что претворение в жизнь предписаний указанных норм осуществляется как в ходе правоприменения, так и без него, при этом в любом случае они реализуются в непосредственных формах (чаще всего в форме исполнения).27 В контексте исследуемого вопроса наиболее удачным представляется выделение более широкого круга функций применения права — общесоциальных и специально-юридических.

Общесоциальные функции отражают связь правоприменения с общественными процессами, характеризуют его как наиболее значимое средство воздействия на отдельные социальные сферы с учетом специфики каждой из них. Можно выделить следующие общесоциальные функции применения права: экономическую, политическую, социальную, экологическую и др. Осуществление каждой из них более тесно связано с анализом опосредования применения права факторами, действующими я соответствующей сфере, что выходит за пределы настоящей статьи.

К основным специально-юридическим функциям следует отнести:

познавательную функцию применения права, проявляющуюся в основном на двух первых стадиях правоприменительной деятельности;

функцию индивидуального регламентирования общественных отношений, проявляющуюся на третьей, заключительной стадии применения права;

правонаделительную и правоохранительную функции.

Кроме того, существуют так называемые «скрытые», неявные функции правоприменения, такие как воспитательная, значение которой очевидно, и информационная.

Анализируя воспитательную функцию правоприменения, целесообразно отметить работу  Кожевникова В.В , Поповой В.В  « Поощрительные нормы права и социально активное поведение», в ней авторы выделяют  поощрительные нормы, которые на их взгляд одобряют, положительно оценивают определенные действия участников общественной жизни в официально принятом порядке и предоставляют им определенную меру поощрения .

В условиях российского общества поощрительные нормы права становятся одним из наиболее эффективных государственных средств повышения правовой активности граждан. Она трактуется, с одной стороны, как свойство, содержательная характеристика личности, выражающаяся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект).

Информация о работе Функции норм права