Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:47, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении и изучении характерных для дореформенного периода особенностей государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнить ряд задач:
1) определить предпосылки и общие тенденции развития государственного управления в исследуемый период;
выявить особенности государственного управления в первой половине XIX века.
Министерство образования Российской Федерации
ТОМСКИЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Система государственного управления»
на тему:
"Характеристика государственно
Выполнил: ____________,
студент _ курса ______ группы
факультета "Государственное и
муниципальное управление"
Научный руководитель:
___________________
ТОМСК - 2012
ПЛАН
История России является историческим опытом ее народа, социальной памятью, содержащей информацию о предпосылках назревания кризисов в обществе и путях их преодоления.
В настоящее время происходит активный процесс становления новой российской государственности, характерный для современного уровня развития государственного и местного управления.
На современном этапе Российская Федерация претерпевает серьезный кризис, затрагивающий все сферы жизни общества, в том числе и государственное управление. Кризис российской государственности приобрел затяжной характер. Все более остро среди остальных общественных проблем встает вопрос об ее укреплении и налаживании эффективного и разумного государственного управления. Для преодоления кризисных периодов народы нередко обращаются к своей истории, поскольку там можно найти ответ на поставленные вопросы.
Огромное значение для развития российской государственности принадлежит изучению накопленного опыта, как России, так и других стран мира. Решающий вклад принадлежит, несомненно, отечественному историческому опыту.
Российское государство существует более тысячи лет, и на протяжении всего этого времени шло активное развитие государственного управления.
Опыт государственного
управления в России самобытен. Изучение
специфических особенностей исторического
опыта в государственном
Характерной особенностью для истории российской государственности выступает последовательная смена реформ и контрреформ.
Изучение всей
специфики истории
Исторический
опыт отечественной
Таким образом, овладение историческим опытом государственного управления России, изучение места и роли самих управленцев на разных этапах развития отечественной государственности, освоение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, поможет глубже понять современные управленческие проблемы, начать научную разработку современной обновляющейся российской государственности.
Цель данной работы состоит в определении и изучении характерных для дореформенного периода особенностей государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнить ряд задач:
1) определить предпосылки и общие тенденции развития государственного управления в исследуемый период;
Предметом исследования в настоящей работе является система государственного управления России в первой половине XIX века.
Теоретическую базу исследования составили труды некоторых отечественных авторов в области истории государственного управления, а именно Андреевского И. Е., Андрианова В. Д., Омельченко Н. А., Моисеева В. В., Мулукаева Р. С., Самоквасова Д. Я. и Фоминой В. П.
К дореформенному периоду в России относятся первые 55 лет XIX в., т.е. периоды царствования Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855)1.
Революции в Европе вместе с войной за независимость Греции, а также значительными преобразованиями на некоторых континентах послужили причиной увеличения темпов общественного прогресса в мире, определили его новую социальную направленность, способствовали качественно новым перестройкам систем государственного управления во многих странах. Основными принципами таких изменений являлись принципы свободы и равенства граждан, верховенства конституции, разделения власти в государстве на самостоятельные ветви, возвышения парламента и подобных ему учреждений, выступающих от лица представительной власти, принципах правового устройства и эволюция гражданского общества.
Революционные
преобразования государственного
управления в Европе находили отклик и
в России. Правители страны всячески стремились
отгородить Россию от революционных бурь,
государственно-управленческих
В дореформенный период в России наблюдается нестабильная государственность, что находит отражение в состоянии и методах управления. На этом этапе власть в стране принадлежит представителям немецкой этнической голштинской династической линии. Результатом кровопролитного дворцового переворота с участием сына императора 11 марта 1801 года стало свержение и убийство Павла I. На протяжении всего периода правления Александра I прослеживается его влияние. Позднее, ставший престолонаследником Николай произвел расстрел гвардейских полков, участвовавших в выступлениях 14 декабря 1825 года в рамках движения декабризма. Неслыханная расправа и многие другие жестокие акции императора Николая I, осуществленные в рамках государственного управления, не лучшим образом отразились на режиме его управления страной. В этот период проводились массовые репрессии, направленные на прогрессивно мыслящих дворян, польских патриотов, участников солдатских и других народных выступлений, что также оказало значительное влияние на систему управления2.
Обострению нестабильного состояния государственного управления и общей исторической ситуации способствовали многочисленные войны того периода с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, Кавказская война. В перечисленных войнах Россия испытала как горечь поражения, так и триумф побед. Россией в 1831 году было разгромлено польское освободительное движение и Венгерская революция в 1850 году. Войны, вмешательства европейские стран в виде карательных экспедиций обострили существующее напряженное положение в деятельности органов государственного управления вплоть до административного ужесточения и чрезвычайных методов, отразились на социальной и политической сферах общественной жизни.
В этот период более заметным становится нарастающее противоречие качества государственного управления с культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.
Государственная система России в первой половине XIX века в целом продолжала развиваться в направлении, определенном еще в XVIII веке. В числе ее специфических особенностей выделяли дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. В этот период ввиду усложнившихся задач государства требовалось создание новых высших правительственных учреждений, функции и подразделения которых определены более четко. В результате таких преобразований произошло углубление специализации отдельных органов власти и управления, неизбежно повлекшая за собой усложнение внутренней организация правительственных учреждений, их структура еще более разветвляется и становится многоступенчатой, делопроизводство многочисленных подразделений становятся все более обширным. Наблюдается укрепление связей между центральными и местными учреждениями за счет появления первых в России отраслевых ведомств. Возрастает роль местных уровней самоуправления.
Неустойчивость внутреннего и международного положения России, разваленная административная система, безответственность, взяточничество, казнокрадство, безнаказанность чиновничьего аппарата управления способствовали обострению потребности радикальных преобразований, полной перестройке системы власти и управления в целом. Все это происходило в обстановке столкновения трех концепций управления: консервативной, либерально - модернистской и радикально-модернистской. Обозначенные концепции отразили формировавшиеся в то время основные идейные общественно-политические направления, определяющие возможные пути дальнейшего существования России3.
В дореформенный период в России разрабатывались многочисленные проекты перестройки и усовершенствования системы управления, отдельных ее отраслей и звеньев и государственного строя в целом. Создание таких проектов проводилось в строго секретной обстановке, в тайных кружках и обществах либерально и радикально настроенных дворянских кругов, по поручению императора. Их разработка обуславливалась радикально новым уровнем государственного мышления, осознанием необходимости преобразования организационной структуры власти и управления, адекватной новой исторической ситуации.
После отечественной войны Александр I провел ряд реформ, поверхностных, ограниченных и крайне неудачных. Ответом на это стало движение декабризма – своеобразная реакция прогрессивных кругов российского дворянства, обусловленная усилением охранительного консерватизма, контрреформированием государственного управления и других сфер общественной жизни.
История административных реформ, проводимых в первой половине XIX века, выделяет три стадии, ограниченные соответственно победой в Отечественной войне 1812 года, скандальной сменой императоров в декабре 1825 года, выступления декабристов, их казни и репрессии4.
На первой стадии отмечается проведение административных преобразований. Курс, выбранный Александром I в послевоенный период, характеризовался отказом от них, более того проводились меры по контрреформированию отдельных сфер государственного управления, характерные для самодержавного реформаторства. Это обусловило реакционное содержание политики государственного управления в период второй стадии. В 1825 году произошло повышение роли императора в государстве, усилился имперский характер управления и подчинения лично монарху всех органов высшего и центрального управления.
Систему управления и власти возглавлял император. Сформировалась идеология государственного управления, основанная на самодержавии, православии и народности», определившая содержание государственной доктрины почти на столетие.
В результате проведенных контрреформ была утрачена возможность реформирования государственного управления, основанная на конституции, представительстве, формировании правового общества. Государственное управление основывалось на средневековых устоях, таких как абсолютизм, вотчинно-поместное начало, крепостничество и сословность.
В отличие от развития систем государственного управления в Англии, Америке и других странах мира, в России в этот период наблюдается усиление его бюрократизации и военизации. Рядовые функции государственного управления выполнялись органами полиции и политического сыска. Все это явилось предпосылкой к вступлению государства в новую фазу - формирования полицейского государства.
В начале XIX века оформился консерватизм-традиционализм, утвердивший узкокрепостническую тенденцию, отвергший реформаторские инициативы, в том числе идеи конституционализма, парламентаризма и многосословного управления5. Сложившийся консерватизм основывался на самобытности российского государственного устройства, сохранении средневековых устоев самодержавного управления, лишь в исключительных случаях допускавших отдельные административные реформы в целях сохранения существующего государственного строя. Утверждению такой идеологии в сознании общества содействовали вдова Павла I Мария Федоровна, а также Александр I, Константин, Елена, Николай I и другие противники радикальной модернизации власти и управления в сторону либерализации, обладающие большим влиянием.
В сложившихся условиях в целях радикальной перестройки управленческой системы в ее основание должна быть положена личная свобода гражданина и его конституционные права, предусматривающие возможности занятия всех постов на государственной службе. В обязанности государственных служащих входит исполнение всего круга обязанностей согласно занимаемому месту и положению, повиновение установленным законам и их уважение.
В период первой половин XIX века в системе государственном управлении возрастает роль императорского управления, с этой целью проводится реорганизация старых и создание ряда новых органов.
В XVIII веке в России действовала система центрального управления, основанная на коллежском принципе6. С наступлением следующего столетия она перестала отвечать требованиям государства и общества. Существовавшие в то время «Негласный» и Непременный советы понимали необходимость в создании более гибкого, оперативного и централизованного исполнительного управления. Однако, император Александр I отказался от принятия конституции и выразил поддержку проекту радикальной административной реформы, подразумевающей создание министерской системы управления. Предпосылки формирования такой системы в исполнительных структурах обозначались на рубеже веков, основываясь на министерских образцах других стран.
Информация о работе Характеристика государственного управления в дореформенный период в России