Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:47, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении и изучении характерных для дореформенного периода особенностей государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнить ряд задач:
1) определить предпосылки и общие тенденции развития государственного управления в исследуемый период;
выявить особенности государственного управления в первой половине XIX века.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ:
Наибольший вклад в становлении аппарата государственного управления, его практическом функционировании был внесен личностью императора и его непосредственным окружением. Важнейшим фактором в становлении государственности в стране выступает личностный фактор.
В роли носителей высшей власти в Российской Империи в дореформенный период выступали Александр I и Николай I.
Александр I осуществлял
борьбу с бюрократией путем
Сперанский предложил поделить систему власти на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы; суда – в ведении Сената; управления государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.
По инициативе Сперанского вместо восьми существующих министерств их должно было стать одиннадцать. В 1811 году им было разработано «Общее положение о министерствах».
Государственный строй России в период правления Александра I представлял собой следующую систему: император, обладающий всей полнотой власти, опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
Учреждение Государственного Совета царским манифестом относится к 1810 году. Данный орган действовал до 1917 года, претерпевая некоторые изменения с течением времени. Инициатором создания этого органа явился М. М. Сперанский.
Государственный
Совет был задуман как
Сенат являлся
высшим судебным учреждением России.
Принимать государственные
По структуре Сенат представлял собой совокупность департаментов, в состав которых включались несколько сенаторов, избираемых императором, и несколько генералов. Руководили департаментами обер-прокуроры. Число департаментов Сената к середине XIX века увеличилось до двенадцати.
Департаменты Сената выполняли функции высших апелляционных инстанций для губернских судов.
В первой половине XIX века произошло усиление централизации и бюрократизации государственного аппарата. Необходимое управление страной существующей системой не обеспечивалось. В начале XIX века в России коллегии были заменены министерствами.
В 1802 году был опубликован царский манифест "Об учреждении министерств", в соответствии с которым было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
В Аппарат министерств входили департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - это был совещательный орган, включающий «товарищей министра» и директоров департаментов.
В XIX веке повсеместно
увеличивалось число
К компетенции Государственного казначейства относились вопросы кассового исполнения государственного бюджета и выпуска казначейских билетов.
Создание министерств способствовало оформлению нового органа - Комитета министров. Комитет министров в 1812 году получил законодательное оформление. Комитет министров рассматривал ежегодные отчеты министров, политические дела, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников.
Император Николай I (1825—1855) был третьим сыном Павла и не был подготовлен к управлению государством.
Когда Александр I скоропостижно скончался, то Константин в Варшаве присягнул Николаю, а Николай в Петербурге — Константину. Уровень средств связи того времени делал невозможным быстрые переговоры между братьями.
Восшествие его сопровождалось военным мятежом декабристов (14 декабря 1825 года). Главное событие царствования: издание в 1833 году полного собрания законов Российской империи, в которое вошли, начиная с Уложения Алексея Михайловича, все указы до кончины Александра I.
Важнейшим центральным органом государственного управления в России в первой половине XIX века была Собственная его императорского Величества канцелярия, созданная в конце XVIII века. При вступлении на российский престол Николая I роль Канцелярии особенно усилилась. Фактически с середины 20-х годов XIX века Канцелярия возглавляет всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. В составе Канцелярии было шесть отделений.
Первое отделение было образовано в 1826 году. В его компетенцию входили контроль над деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств, назначение и увольнение высших чиновников.
Второе отделение выполняло функции анализа и обобщения юридической практики, запись законов Российской империи.
Важнейшим было Третье отделение, также организованное в 1826 году на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, заведующее вопросами политической и государственной безопасности.
Четвертое, созданное в 1827 году, осуществляло контроль и направляло работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений.
Пятое отделение было образовано в 1836 году с целью разработки проекта реформы управления государственными крестьянами.
Шестое отделение, функционирующее с 1842 года, ведало подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.
В период правления Николая I происходил значительный количественный рост государственного аппарата. Широкий государственный аппарат является свидетельством значительной роли государства для общества.
Опорой Николая
I в осуществлении управления государством
служило послушное
В 1826 году им был учрежден секретный комитет для разбора бумаг Александра I и пересмотра системы государственного управления. Именно этот секретный комитет выработал проекты преобразований центральных и губернские учреждений, закона о сословиях.
Всего при Николае I действовало до 10 секретных комитетов, обсуждавших крестьянский вопрос. Их усилиями был составлен проект реформы по управлению государственными крестьянами.
Итак, важнейшей особенностью государственного управления в России в первой половине XIX века было создание особых секретных органов — временных комитетов.
В годы правления
Александра I система государственного
управления в Российской империи
становится более четкой и разветвленной,
происходит формирование системы органов
вертикального отраслевого
В дореформенный
период в России наблюдается нестабильная
государственность, что находит
отражение в состоянии и
Обострению
нестабильного состояния
В этот период более заметным становится нарастающее противоречие качества государственного управления с культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.
Неустойчивость
внутреннего и международного положения
России, разваленная административная
В дореформенный период в России разрабатывались многочисленные проекты перестройки и усовершенствования системы управления, отдельных ее отраслей и звеньев и государственного строя в целом. Их разработка обуславливалась радикально новым уровнем государственного мышления, осознанием необходимости преобразования организационной структуры власти и управления, адекватной новой исторической ситуации.
Неэффективность и нестабильность государственного управления при императоре Николае, стеснявшего Россию и ограничивающего ее потенциальные возможности и развитие, в полной мере обнаружилась поражением в Крымской войне. В попытках доказать необходимость для российского общества жесткого самодержавного управления Николай I привел страну к поражению в войнах с государствами, имевшими более лояльные системы управления.
Таким образом, стремление императоров в сохранении России как заповедного острова феодальной, крепостнической системы государственного управления потерпело неудачу.
Произошло резкое
увеличение пропасти между властью
и населением, действующей бюрократически-
Назревающие противоречия
способствовали ослаблению считавшихся
традиционно фундаментальными основ
абсолютистского
В этот период в Российской Империи учреждается новый высший совещательный орган — Государственный Совет, предназначенный для осуществления значительной части функций Сената. Однако большинство грандиозных планов преобразований не было реализовано, а проведенные реформы не имели принципиального характера. Начав свой путь как либерал и реформатор, Александр I закончил его как сторонник аракчеевских военных поселений, при том, что в российском обществе утвердились идеи необходимости ограничения прав монарха.
Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения в стране усилить карательные функции власти. Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцелярии было учреждено Ш-е отделение, усилен полицейский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последовательностью оставался верным самодержавию, хотя и допускал либерализм в тех случаях, когда это не подрывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие отпущены на волю, купечеству и духовенству предоставлены привилегии, ограничено дробление помещичьих имений.
Он много и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился.
Итак, важнейшей особенностью государственного управления в России в первой половине XIX века было создание особых секретных органов — временных комитетов.
1
Андрианов В. Д. Бюрократия,
коррупция и эффективность государственного
управления. История и современность.
М., Wolters Kluwer, 2011. С. 98.
2
Омельченко Н. А. История
государственного управления в России:
учебник. М., Проспект, 2010. С. 315.
3
Мулукаев Р. С. История государственного
управления в России. М., Юнити-Дана,
2012. С. 15.
4
Мулукаев Р. С. История государственного
управления в России. С. 24.
5
Андрианов В. Д. Бюрократия,
коррупция и эффективность государственного
управления. История и современность.
С. 109.
Информация о работе Характеристика государственного управления в дореформенный период в России