Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и содержание категории права, как меры свободы личности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
проанализировать понятия и соотношение права и свободы;
охарактеризовать права человека как государственно-правовое явление;
дать характеристику конституционного статуса личности, как ядра правовой свободы личности;
изучить проблематику понимания конституционных гарантий прав и свобод личности;
сформулировать категорию злоупотребления свободой личностью в российском праве.
Введение 3
1 Теоретические основы права как меры свободы 6
1.1 Понятие и соотношение права и свободы 6
1.2 Права человека как государственно-правовое явление 12
2 Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности 17
2.1 Конституционный статус личности 17
2.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина 20
2.3 Проблематика понимания конституционных гарантий прав и свобод личности 27
2.4 Категории ограничения и злоупотребления свободой личности в российском праве 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду (ст.42), поскольку не обеспечение последнего сделает невозможным реализацию первого, так как от степени сохранности окружающей нас природной среды, его экологической чистоты в самую первую очередь зависит наше здоровье.
Таким образом, в Конституции РФ закреплены следующие виды прав человека: личные (гражданские), политические, социально-экономические, в области культуры.
Свобода личности в научных исследованиях ученых-юристов представлена в самых различных, но взаимосвязанных, аспектах. Наличие столь сложного и многогранного понимания категории «свобода личности» свидетельствует о том, что сама проблема свободы личности трактуется очень широко и охватывает все стороны бытия как отдельного индивида, так и общества, государства в целом.
Жизнь поставила перед юридической наукой и практикой конкретные задачи, связанные с необходимостью исследования порядка реализации прав и свобод человека, среди которых на первое место выходит многоплановая и сложная проблема реализации конституционных гарантий прав и свобод личности, без решения которой сами права и свободы (как бы они не расписывались в законодательных актах) остаются декларативными. Недостаточно иметь хорошую Конституцию, надо создать условия и механизмы, чтобы она не оказалась в забвении, чтобы она была реальным и действенным фактором общественного развития.
Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм10; В.И. Червонюк в системе конституционных прав и свобод выделяет специальное их подразделение – процессуальные права – комплекс конституционных установлений, закрепляющих специальные гарантии гражданских (личных) прав и свобод граждан11.
Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем «на ходу», с другой – о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.
В ряде работ, опубликованных в 1990-х годах, можно встретить утверждения о том, что недемократические исторические традиции сформировали в сознании населения России особый комплекс политических установок, включая и специфическое, сопряженное со страхом и пассивностью перед государственной машиной, и во многом недоверчивое отношение к демократии и к правам человека. Однако в истории встречаются исключения из этого правила.
В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но каждый из них имеет свое назначение, сущность, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится к конституционным гарантиям прав человека и гражданина.
В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Условно все конституционные гарантии следует подразделять на две группы: общие конституционные гарантии и конституционные гарантии правосудия.
Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод и сформулирована в ст.ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер.
К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина в диссертации отнесены:
Как показало изучение проблемы, к специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:
В зависимости от стадий осуществления конституционного права правомерно вести речь о существовании по меньшей мере двух групп (классов) юридических гарантий: гарантий реализации и гарантий охраны и защиты прав и свобод. Отметим, что юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав, исполнение ими обязанностей и законности, а также привлечения их к ответственности в случае нарушения прав других лиц. Соответственно к данной группе относятся нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связываются обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
С одной стороны, вместе с основными принципами демократии и рыночной экономики, права человека стали составной частью «официальной идеологии» постсоветского государства. Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике. Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию. Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания. Федеральное Собрание приняло вполне соответствующие европейским стандартам Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, в большинстве новейших российских законов введены нормы, запрещающие в правоприменительной практике дискриминацию по любым признакам. Свобода слова стала общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, несмотря на все нарекания, проходят регулярно, в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей. За соблюдением прав человека в России следит избранный Государственной Думой федеральный Уполномоченный по правам человека. Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека. В стране около тысячи общественных правозащитных организаций. Фактически отменена смертная казнь. Тюрьмы и колонии из ведомства силового Министерства внутренних дел переданы в компетенцию гражданского Министерства юстиции. Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.
С другой стороны, несмотря на
перечисленные политические успехи
прав человека в России, реальная жизнь
большинства граждан по-
Все более очевидной становится
правозащитная недееспособность все
еще «советских»
Завоеванная судебной реформой независимость судов сегодня превратилась в авторитарное всевластие судей, в значительной своей части явно не справляющейся с моральным и психологическим грузом независимости.
В российских гражданских
судах вынесение судебного
Волокита – бедствие российской судебной системы, подрывает и без того непрочную веру в правосудие.
В современной России все еще отсутствует целый ряд государственно-правовых механизмов, крайне важных для обеспечения защиты прав граждан. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в российской Конституции, так и не стали в нашей стране «непосредственно действующими», как предписано 18-й статьей Конституции. Ссылки на конституционные статьи, провозглашающие те или иные права человека, как правило, не принимаются во внимание не только должностными лицами исполнительных органов власти, но и российскими судами и прокуратурами при рассмотрении соответствующих дел. Российское законодательство не предусматривает персональную административную, в том числе, финансовую ответственность должностных лиц за нарушение основных прав и свобод человека, закрепленных в российской Конституции.
При массовых нарушениях прав человека, в ситуациях, когда на права человека посягают высшие должностные лица государства, в других сложных случаях в странах развитой демократии широко используется институт парламентского расследования. Разбирательство производится в соответствии со строгой процедурой, предусмотренной уголовным законодательством. В России институт парламентского расследования законодательством не предусмотрен. Российское законодательство также не предусматривает возможность общественного контроля уполномоченных лиц и негосударственных организаций (без предварительного уведомления) за деятельностью правоохранительных органов (прежде всего, милиции и исправительных учреждений) и специальных социальных учреждений (детские дома, интернаты для престарелых и инвалидов и т.п.). Сегодня почти абсолютная непрозрачность для общественности этих учреждений при очевидной неэффективности государственного контроля, с одной стороны, создает условия для самых различных злоупотреблений, с другой стороны, дает основание общественности (вынужденной опираться лишь на письма и обращения заключенных и обитателей интернатов) при оценке положения в этих учреждениях допускать все что угодно.
Таким образом, проблемы понимания конституционных гарантий основных прав и свобод, как важнейших элементов правового статуса человека, являются особенно актуальными. На первое место на современном этапе выходит также проблема реализации конституционных гарантий прав и свобод личности, без решения которой сами права и остаются декларативными.
Часть 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает общеправовой принцип, в соответствии с которым осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Иными словами, данная норма Основного Закона устанавливает запрет на злоупотребление индивидом своей свободой.
Рассмотрим злоупотребление свободой личности как категорию конституционного права Российской Федерации.
Применительно к науке конституционного права выделим следующие признаки злоупотребления свободой личностью: