Характеристика стадий федерального законотворчества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на различие в подходах к пониманию законотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Законотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Законотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором деятельности, такой социальной «сцепки».

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы теории гос права.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

       Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным  комитетом в Совет Государственной  Думы. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроект для голосования в целях его  принятия в качестве закона. При  рассмотрении законопроекта в третьем  чтении не допускаются внесение в  него поправок и возвращение к  обсуждению законопроекта в целом  либо к обсуждению его отдельных  разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой  в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских  объединений, представляющих большинство  депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить  на голосование вопрос о возвращении  законопроекта к процедуре второго  чтения.

Федеральный закон принимается  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  палаты. Закон Российской Федерации  о поправках к Конституции  РФ, федеральный конституционный  закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной  Думы. Принятый Государственной Думой  федеральный закон, федеральный  конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о  поправках к Конституции РФ в  течение пяти дней передаются Государственной  Думой на рассмотрение Совета Федерации.

         1.5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному  рассмотрению Советом Федерации, в  заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятой Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой  федерального закона Совет Федерации  принимает одно из следующих решений:

одобрить федеральный  закон;

отклонить федеральный закон.

Федеральный закон считается  отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

В постановлении Совета Федерации  об отклонении федерального закона может  содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации  и Государственной Думой, а также  может содержаться предложение  о создании согласительной комиссии. Постановление Совета Федерации  об отклонении или одобрении принятого  Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен  большинством не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Президент РФ по Конституции  РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, принятых Государственной Думой  и одобренных Советом Федерации. В отличие от федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.    Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения ответственный комитет выносит одно из следующих решений:

1) принять федеральный  закон в редакции, предложенной  Президентом РФ;

2) согласиться с мотивами  решения Президента РФ и снять  федеральный закон с дальнейшего  рассмотрения Государственной Думой; 

3) принять федеральный  закон с учетом предложений  Президента РФ;

4) создать специальную  комиссию для преодоления возникших  разногласий; 

5) одобрить федеральный  закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной  Думе. Затем излагается заключение ответственного комитета.

1.6.Подписание и обнародование закона.

Подписание и обнародование закона Президентом РФ. Эта стадия именуется в литературе санкционированием закона и осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

Промульгация - это официальное  провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные  конституцией сроки, а также опубликование  закона в официальном вестнике.

Другими словами, это издание  специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании  закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

В нашей стране процедура  подписания закона регламентирована ст.107 Конституции РФ, в соответствии с  которой Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный  закон и обнародует его. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.        Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". При публикации закона в этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала и подписанный Президентом. Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке. Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами:

1) моментом принятия акта;

2) моментом, который указан  в самом акте либо специальном  акте о введении в действие  данного акта;

3) моментом официального  опубликования акта;

4) истечением определенного  срока после момента официального  опубликования акта. Со вступлением  в силу нормативный правовой  акт приобретает правовую действенность. 

 

 

 

Задание № 2.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, саму цель действия данной нормы. Диспозиция — это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы.

Виды диспозиций по составу:

Простая диспозиция - только указывают на само правило поведения. Примерами таких диспозиций являются ст. 181, 189, 190 УК РФ. Простые диспозиции - содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, УК РФ не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

 Пример: 1 Часть 1 ст. 139 УК РФ гласит: «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица...» ведет к наложению соответствующей санкции;                      

                 2. п. 1 ст. 269 ГК РФ: «Лицо, которому  земельный участок предоставлен  в постоянное пользование, осуществляет  владение и пользование этим  участком …».

Сложная диспозиция указывает и перечисляет все существенные  признаки поведения.

Пример:  1. ст. 249 ГК РФ: «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

      2.ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм  как создание: а) устойчивой; б)  вооруженной; в) группы лиц  (банды); г) в целях нападения  на граждан или организации;  д) а равно руководство такой  группой.

Альтернативная  диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и участники правоотношений могут следовать одному из них. 
Пример: 1.  п. 2 ст. 246 ГК РФ: «Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом …».

               2. Часть 1 ст. 145 УК РФ устанавливает: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет...» ведет к применению соответствующей санкции.

Виды диспозиций по способу описания:

Простые: содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, УК РФ не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

Пример: 1. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар — наказывается лишением свободы до трех лет (ч. 1 ст. 128 УК РФ);

               2. ст. 63 СК "родители обязаны обеспечить  получение детьми основного общего  образования".

Описательные: описывают все существенные признаки правомерного либо противоправного поведения. Описательная диспозиция - не только называет определенное преступление, но и раскрывает его признаки.

Пример: 1. ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) а равно руководство такой группой.

               2. ст. 196 «Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия».

 

Ссылочные: не излагает правило поведения, а отсылает к другой норме данного нормативного правового акта.

 Пример: 1. УК.  ст. 158 в примечании разъясняет понятие крупного размера и неоднократности для ряда статей УК РФ.

                 2. ст. 84 СК "На детей, оставшихся  без попечения родителей, алименты взыскиваются в соответствии со ст. 81-83 настоящего Кодекса..."

Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, Бланкетные диспозиции, как и любые диспозиции вообще, формулируют определенные правила поведения. Но эти правила исчерпываются тем, что они предписывают соблюдение нормативных актов, относящихся к упоминаемому в них вопросу, но не включаемых в диспозицию данной нормы, а имеющих самостоятельное значение.

 Пример: 1. в главе 8 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

                2.ст. 264 УК: нарушение лицом, управляющим  автомобилем, трамваем либо другим  механическим транспортным средством,  правил дорожного движения или  эксплуатации транспортных средств,  повлекшее по неосторожности  причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью человека.

Информация о работе Характеристика стадий федерального законотворчества в России