Характеристика стадий федерального законотворчества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на различие в подходах к пониманию законотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Законотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Законотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором деятельности, такой социальной «сцепки».

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы теории гос права.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

Диспозиции по характеру закрепленных в них  правил:

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения - «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Пример:1. (ст. 19 Кодекса законов о труде РФ).«При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы помимо предусмотренных законодательством»

               2. Запрещающими являются все нормы  Особенной части УК РФ, поскольку  диспозиция каждой из них заключается  в запрете совершения определенного  вида преступления под угрозой  наказания. 3.Запрещается пропаганда  социального, расового, национального,  религиозного или языкового превосходства. " (ст. 29 Конституции РФ).

               3.  ст. 17, Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ; Запреты, связанные с гражданской службой: осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

 

Обязывающие: Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.  Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях - «обязан», «должен», «подлежит», эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Пример:1. ст. 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы."

               2. часть 2 статьи 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и  их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы».

               3.  п. 1 ст. 11 «№ 118-ФЗ О судебных приставах» . Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан: оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения; и т.д.

Управомачивающая диспозиция: представляет собой дозволение, субъективное право (права) участника (субъекта) правоотношения совершать определенные положительные действия, определяет тот или иной вариант возможного поведения. Регулятивное воздействие государства осуществляется с помощью слов "вправе", "имеет право", "может.

Пример:1. ст. 20 Конституции РФ устанавливает, что "каждый имеет право на жизнь".

              2. “Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами” (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Или: “Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы” (ст. 37, ч. 3 Конституции Российской Федерации); “Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию” (ст. 27, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

            3. п 2 ст. 11 Федеральный закон Российской Федерации «№ 118-ФЗ О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право: применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; и т.д.

Рекомендательные  диспозиции: строятся по формуле: "если налицо такие-то условия, то целесообразно и желательно поступать таким-то образом". Рекомендательные диспозиции указывают на желательность либо целесообразность определенного поведения.

Пример:1 статья 11, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Индивидуальная программа реабилитации инвалида,      Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

              2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ Об Общественной палате Российской Федерации Статья 18. Общественная экспертиза) рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;

           3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ О техническом регулировании статья 4 Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

 

Заключение.

Законотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену или дополнение. В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде  оно направлено на создание и совершенствование  единой, внутренне согласованной  и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения. По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения -- государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Законотворчество является важнейшей составной частью всего  процесса законообразования. Последний включает в себя не только собственно законотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования законодательных актов. Необходимость существования последнего обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Оно зависит не только, а зачастую -- и не столько от уровня самой собственно законотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Большое значение для повышения  качества и эффективности законотворческого  процесса имеют, лежащие в основе его организации и осуществления, принципы, так как они:

во-первых, они выступают  в качестве руководящих идей для  законодателя, определяя пути совершенствования  правовых норм;

во-вторых, в случаях пробелов в законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания.

Однако принципы законотворчества должны обладать значительной устойчивостью  и стабильностью, носить фундаментальный характер.

Список использованных нормативно правовых актов и литературы.

1. Конституция Российской  Федерации 1993 г.

2."Уголовный кодекс Российской федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

4.Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ

5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ О техническом регулировании

6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ Об Общественной палате Российской Федерации

7. Федеральный закон Российской Федерации «№ 118-ФЗ О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

9. Большой юридический словарь. - Инфра-М., 2006. - C. 58.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридич. вузов. - М.: Юриспруденция, - 1999. - 528 с.

11.Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 616 с.

12.Васильев В.И. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы Субъектов Российской Федерации. - М., 2001. - С. 245 - 246

 


Информация о работе Характеристика стадий федерального законотворчества в России