Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Общественный и государственный строй древнего Египта
2. Право Древнего Египта.
3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
5. Общественный и государственный строй Древней Индии.
...
41. Право Средневековой Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)
 

1. Общественный и государственный строй древнего египта

Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Свободные – крестьяне  – общинники (мереты), полусвободные  крестьяне – общинники (хемму), служивый люд. К господствующему социальному слою относились родоплеменная аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Зависимые – рабы (государственные, храмовые, общинные, частные). Источники рабства – воен. плен, за долги, дань. Рабов наказывала в соответствие с законом. Если раба наказывали незаконно, то он имел право убежать от хозяина в храм.

Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

Государственный аппарат  Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала  наследственный характер.

Главой правительства  Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Функции визиря: 1. Распорядитель воли Фараона. 2. назначал (освобождал) от должности чиновников. 3. Хранитель государственной печати. 4. Возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат.

Со временем компетенции  визиря усложняются, ему подчинены  и войска, и крепости. Но в области  финансовой на первое место выдвигается  казначей.

Во главе военного ведомства стоял начальник - представитель  высшей чиновной знати, а иногда и  какой-нибудь член царской фамилии. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и правители  были одновременно и верховными судьями.

Форма правления –  восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * фараон был ограничен религией * жрецами оракула, т.к. их вещание было обязательно, в.т.ч. для фараона. 

2. Право древнего египта.

Источниками права в  Древнем Египте были 1. правовые обычаи. 2. Указы фараона. 3. Религиозные тексты (книга Мертвых). 4. Вещания жрецов оракулов. 5. Международные договора.

В Египте существовало несколько  видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно  было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности  было и движимое имущество: рабы, рабочий  скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько  видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство; 4) против собственности - кража; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания  было устрашение. Виды наказаний: * штраф * тюремные заключения * членовредительство * смертная казнь.

 Процесс начинался  по жалобе потерпевшего и носил  форализованный характер. В качестве  доказательств служили свидетельские  и вещественные доказательства. Допускались пытки. Делопроизводство  носило письменный характер. 

3. Общественный и государственный строй древнего вавилона.

Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные  за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет.

Свободное население  Вавилона делилось на полноправных и  неполноправных. Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Неполноправные: * мушкену (находящийся на царской службе).

Жизнь авилума ценилась дороже, имущество мушкену ценилось выше.

Государственный строй.

Правитель – Энси («построивший храм»),  в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю  присваивался титул лугаля ("большого человека").

Форма правления –  восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. *  Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы.

 Первый помощник Лугаля – Нубанда.

Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община –  низшая административная единица. Ими  управляли старосты.

В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы. 

4. Законы хаммураппи.

Эти законы были выбиты на большом столбе.  Закон состоит  из трёх частей: право, основная часть (содержание), эпилог. Входят 282 статей. При составлении кодекса в  его основу было положено старое обычное  право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Субъектами права признаются свободный общинник (авилум) и неполноправный свободный, находящийся на царской  службе (мушкену). Некоторыми правами (право  на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законе Хаммурапи. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне.

В Законах Хаммурапи  имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась  обычно одной трети урожая. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

В условиях существования  частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор  купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.  Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения  (поклажи), товарищества, мены, поручения.

В законе Хаммурапи устанавливается  различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство.

Довольно подробно в  Законах говорится о различного рода членовредительствах. Закон поддерживает тот принцип, что виновного постигает  та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника  взимается определенный штраф.

Основное внимание уделено  описанию наказаний за различные  правонарушения. Законы предусматривают  суровую систему наказаний: практически  любая кража карается смертной казнью. 

5. Общественный и государственный строй древней индии.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Государственный строй.

Развивалась концепция  единоправителя, власть которого будто  бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных  чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе  часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое  значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе  играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских  сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства  делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций  находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ. 

6. Законы ману.

Законы Ману состоят  из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах  Ману - закрепление существующего  варнового строя. Особенностью Законов  Ману является религиозная окраска  всех его положений.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет).  Среди основных видов собственности Законы называют землю ( была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором  упоминается в Законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в  качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Упоминается в Законах  Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право  и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует  назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"