Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Общественный и государственный строй древнего Египта
2. Право Древнего Египта.
3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
5. Общественный и государственный строй Древней Индии.
...
41. Право Средневековой Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Государственный строй. Германия представляла собой единое государство. Германские короли с 10 в. получили титул императоров «Священной Римской империи». Королевский престол в Германии был выборным. С развитием феодализма избрание короля стало зависеть от небольшого числа крупных феодалов.

С целью увеличения власти короля были проведены реформы (Оттоновские  привилегии).

Центральный аппарат  в Германии в 10 – 12 в. в. сохранял в  себе черты дворцово - вотчинной системы управления. Высшие сановники дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. С начала 11 в. при императоре создается королевский совет, который рассматривал важнейшие государственные дела.

Королевские чиновники на местах (графы) стали превращаться в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. 

32. Феодально-раздробленная монархия в Германии.

В 13 в. Германия вступает в эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество  княжеств, графств, бароний и рыцарских  владений.

Города в Германии разделились на три резко обособленные группы. Имперские города, Вольные  города, Земские  или княжеские.

Население германских городов  образовало три различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала  в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции  к ней стояли 2 четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, неимущие горожане).

Государственный строй. Власть была сосредоточена в руках курфюрстов (светских и духовных князей). Они создали свою коллегию.

Была принята «Золотая булла», которая признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору.

Значительная власть принадлежала рейхстагу, который состоял  из 3 курий: - князей, - курфюрстов, - императорских  городов. Император испрашивал его  согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы.

Империю было решено разделить  на 10 округов во главе с особыми  стражами порядка из князей, которые  должны были приводить в исполнение приговоры суда. Наблюдалось усиление власти князей. 

33. Княжеский абсолютизм: специфика государственного строя.

В период раздробленности  в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных государств, а  также около 1,5 тыс. свободных рыцарских  владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому миру 1648 г. за князями было признано право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

Таким образом, в Германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты.

1. он сложился не  в рамках всей империи, которая  оставалась децентрализованной, а  в пределах отдельных княжеских  владений.

2. его утверждение  не являлось результатом временного  равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он являлся выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям. Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.

Наиболее крупными абсолютистскими  государствами империи были Пруссия  и Австрия, между которыми уже  начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

По своему политическому  режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широкое развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие  от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В ней господствовало католическое вероисповедание.  

34. Основные источники Германского права.

В развитии феодального  права Германии можно выделить три  основных этапа:

- период преобладания обычного права (10 - 14 в.в.);

- период рецепции римского  права (14-17 в.);

- период оформления  самостоятельных правовых систем  в княжествах (17-18 в.в.).

В 10-14 в.в. основным источником права Германии являлся местный обычай. Постепенно возникла необходимость записи и систематизации правовых обычаев. Среди таких записей наибольшую известность приобрели «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало».

В «Саксонском зерцале» были записаны наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. «Саксонское зерцало» делится на две части: первая посвящена земскому, вторая – ленному праву. Земское право содержит нормы государственного права, Ленное право регулировало отношения между «благородными» свободными.

«Швабское зерцало». Этот памятник также содержал нормы земского и ленного права, но отразил значительное влияние канонического права. Особенно подробно здесь говорилось о взаимоотношениях императора и папы, пропагандировалась идея господства папы в феодальном мире.

Источником германского  права этого периода являлись также постановления центральных  органов империи – законы.

В 13 в. в Германии получило значительное развитие городское право, началась унификация практики городских  судов. В 15 в. важнейшим источником права  становится рецепированное римское право.

Одним из значимых источников права в Германии в 16 в. стало уголовно-процессуальное уложение Карла V в 1532 г. и получившее название «Каролина».

Особенно широкую известность  получило Прусское земское уложение. Уложение состояло из двух частей. Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались главным образом нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословий, о школах и церкви.  

35. Каролина 1532 г.

Одним из значимых источников права в феодальной Германии стало уголовно-процессуальное уложение Карла V, принятое рейхстагом в 1532 г. и получившее название «Каролина».

 Уголовное право. К общим понятиям уголовного права можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие

Обстоятельства, исключающие  наказание, подробно излагаются в «Каролине» на примере убийства. Ответственность  за убийство исключалась в случае необходимой обороны, при «защите жизни, тела и имущества третьего лица», задержании преступника по долгу службы, и некоторых других случаях.

Вся система наказаний  определялась основной целью – устрашением. В «Каролине» содержатся следующие  основные виды наказания: смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания (сечение розгами); позорящие наказания (лишение прав, выставление к позорному столбу в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещение вреда и штраф.

Процессуальное  право. Основной формой рассмотрения уголовных дел в «Каролине» являлся инквизиционный (следственно-розыскной) процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела. Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование.

Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и  оправдательные.  

36. Сеньориальная монархия во Франции.

В 9-12 вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская  власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам.

В 9-10 вв. во Франции, когда  королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.

Первоначально функции  королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись  некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

Центральное управление. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.  Главную роль в Королевской администрации (до конца 12 в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы.

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение  в собрании королевских вассалов – курии короля. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля.

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.

С середины 11 в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные  округа – превотства. Их помощниками  в деревнях были сержанты, в городах  – майоры.

С конца 12 в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Обычно они объединяли несколько превотств. 

37. Реформы Людовика IX.

Военная реформа. Были созданы городская милиция и отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

Людовик IX запретил частные  войны в королевском домене. На остальное территории вводились  так называемые 40 дней короля. В течение  этого срока феодалы не могли  начинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля.

На базе королевской  курии (собрание королевских вассалов) был создан специальный судебный орган – парламент, который собирался  на сессии в Париже 4 раза в год  и стал высшим судом во Франции.

Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция  к суду парламента.

Людовик IX ввел на территории домена единую монету, запретив здесь  использование денег, выпускаемых другими феодалами.

Реформы Людовика IX, активно  проводившего политику по преодолению  феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно- представительной монархии.  

38. Сословно-представительная монархия во Франции. Золотая Булла.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный  политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели.  У феодалов отняли право чеканить монету.

Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии –  вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В 14 в. была предусмотрена возможность  апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Большую роль в юридическом  обосновании этого процесса сыграли  легисты. Они отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии.

Именно к началу 14 в. окончательно оформляется построенный  на политическом компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне, всё остальное население кроме крестьян).  Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

При Короле создаётся  совещательный орган – нотабилет.

Территория делилась на балижи (округа). Управляли ими  бали. Балижи делились на преватажи. Сельскими  округами управляли старосты. Городами  - мер. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"