Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка
1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи
60. Образование
Русского централизованного
61. Социальная структура общества Русского центр гос-ва 14-16в. Крупнейшим феодалом был великий князь владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми). Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками. Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя, возглавляли государев двор, представлявший собой военно-адм корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. Разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр; было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии. Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления гос-вом, в вооруженных силах и т.д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Дворяне представляли собой служилое сословие, владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь в поддержке. Монастыри и церковь в XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев. Духовенство - влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Духовенство разделялось на черное (монашеское) и белое (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями — не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д. Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного произ-ва и торговли привели к увелич численности гор населения. Складывалась следующая иерархия посадского населения: гости и гостиная сотня — крупные купцы; суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы; слободы — ремесленные кварталы и цехи. Города не имела права на самоуправления. Жители обязаны тянуть «тягло»-платить гос подати и нести повинности. Население: тяглых - полностью, нетяглых - имели льготы.число тяглых менялось постоянно, гос-ву тем самым финн ущерб нанося, с 16 века правительство обязало всех торговых и ремесленных людей платить гос подати. Крестьяне: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие. Чернотягловый крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Частновладельческие крестьяне зависели от феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовые несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
62. Государственный строй Рус центр гос-ва. В 15-16 в реальный объем власти московсокго государя постоянно возростал. Большое значение при князе играл совет(дума), состоявшая из наиболее знатных родов. Боярская дума вместе с князем осущ законодательные ф-ции и верховенство управления, была высшей судебной инстанцией. На ранних стадиях развития сохранялась дворцово-вотчинная система управления, при которой центральное управление осуществляли княжеские слуги. С расширением территории гос-ва и усложнением деятельности дворцово-вотчинная система несколько модернизирована за счет разделения ф-ций между тремя подразделениями – княжеским дворцом, казной и «путями». Из органов обслуживающих личные интересы князя превратились в общегос учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем гос-вом. Местное управления принципиально не менялось со времен Киевского гос-ва. Админ-полиц, фискальные, судебные и воен ф-ции –княжеский наместник, содержались за счет системы кормления. Гос-во делилось на уезды-станы-волости. Города не имели права на самоуправление. Позже появился городничий. Дворцовые органы не были приспособлены для управления большим гос-вом, поэтому в конце 15-16 в появляются новые центральные органы приказы, окончательно оформились ко второй пол 16 века, достигли расцвета в 17 в. Приказы, в отл от дворцово- вотчиной системы, имели опред структурную организацию, штата проф служащих, совй порядок делопроизводства. Каждый приказ рук-л опред направлением гос деятельности и являлся отраслевым органом управления. Позже наряду с отраслевыми приказами появились территориальные приказы. В первой половине 16 в сформировались важнейшие адм приказы – Разрядный, Посольский, Поместный. Также были образованы военные, финансовые, дворцовые приказы. Выполняя управлен ф-ции, приказы одновременно являлись судебными органами по вопросам связанными с их деятельностью. Создавались отдельно судебно-полиц прикаы. Особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешалис не только важные вопросы, но и второстепенные дела. Зачастую приказы дублировали ф-ции друг друга.
63. развитие русского феодального права. Источники права. Судебник 1497 и 1550.. Основные источники права в 15–17 вв. – великое княжеское законодательство, «приговоры» Боярской Думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. Создаются общерусские кодексы: Судебники, Соборное Уложение, не вошедшие в основной текст книги Судебников: Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов. Существовали также частные акты – духовные грамоты, договоры («ряды»), акты, закрепляющие собственность на землю и др. Субъектами гражданского права являлись частные и коллективные лица. Основные способы приобретения вещных прав – захват, давность, находка, договор и пожалование. Договор – один из самых распространенных способов приобретения прав на имущество. Письменная форма сделок оттесняет на второй план свидетельские показания. Основные формы земельной собственности – вотчина (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение). Поместные наделы жаловались из княжеских земель лицам, непосредственно связанным с княжеским дворцом и службой князю. Размер поместного оклада, который пересчитывался в денежной форме, определялся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объекты поместного землевладения – не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п. Женщины не участвовали в наследовании поместий, наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с 16 в. – нормировано. Обязательственное право развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью. Прослеживаются попытки законодателя по-новому рассматривать и договор личного найма. Однако недостаточно определенное положение физического лица в законодательстве сказалось на перенесении ответственности по обязательствам с конкретных лиц, принимающих их. На третьих лиц, прежде всего на членов семьи. Залог выражался в переходе на залогополучателя прав владения и пользования имуществом залогодателя, но без полного перехода права собственности на вещь. Одним из важнейших условий заключения договора являлась свобода воли и волеизъявления договаривающихся сторон. До сер. 16 в. преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение. К концу века большое значение приобретает письменная форма сделок – кабала. Прекращение обязательства связывалось с его исполнением, неисполнением в установленные сроки, в некоторых случаях – со смертью одной из сторон. При наследовании расширяется круг наследников и правомочия наследодателя. Завещание мог сделать любой член семьи. При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости. В первом общероссийском Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики, литовского законодательства. Главная цель Судебника – распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. Судебник стал «инструкцией» для организации судебного процесса. В Судебнике 1550 г. («царском») закрепляется сословный принцип наказания и одновременно расширяется круг субъектов преступления – включаются холопы. Преступление – не только нанесение материального или морального ущерба, но и «обида»; это нарушение установленных норм, предписаний, воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства. Практика выработала своеобразную форму судебного процесса – «облихование»: если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. Система наказаний по судебникам усложняется, формируются новые цели наказания – устрашение и изоляция преступника. Цель властей – демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Цель властей – демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Высшая мера наказания – смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием государя. Телесные наказания – основной или дополнительный вид. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания.В судебном процессе различаются две формы: 1) состязательный процесс – при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел. Здесь широко применяются свидетельские показания, присяга, ордалии; 2) розыскной процесс – применялся в наиболее серьезных уголовных делах, дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица, в ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило «по докладу» или «по жалобе», допускался только апелляционный характер пересмотра (дело рассматривалось заново). Судебная система включала: 1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов.
64. Развитие русского
гражданского права. Право
65. Развитие русского
уголовного права в XIV–XVI вв. Виды
преступлений и наказаний. Суд
66. Сословно-представительная монархия в России. Органы власти и управления. В середине XVI в. изменяется форма монархии, из раннефеодальной она становится сословно представительной .Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства – монарх .Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Ива-ном Грозным опричнины. Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население. Земский собор состоял из двух палат: 1) верхней палаты, куда входили царь, Боярскаядума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения; 2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово - вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы. Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальник .Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию - съезжую избу. Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалованье. старостами. Фактически земские учреждения не были органами самоуправления, а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой. Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. Территория земских округов обычно охватывала волость или город. В районах, где крестьянское население было несвободным, вместо земских изб управление осуществляли городовые приказчики и губные старосты, выполнявшие административно-полицейские и финансовые функции. Со временем земские органы окончательно интегрировались в государственную систему местного управления, потерял свою выборность. Городским и сельским обществам в конце 40-х гг. XVIв. стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать "лихих людей", для этого создавались специальные губные органы. Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), Эти лица действовали в пределах особого судебного органа - губы (примерно в границах волости). Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на которых решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова). Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников сотских, пятидесятских, десятских - полицейские чины мелких округов. В компетенции губных органов в середине XVIв. (по Судебнику 1550) входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVIIв. - также по убийству, поджогу, оскорблению родителей и др. Процесс носил розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления потерпевшего (при поимке вора с поличным, повальным обыском, оговором и т.п.), или состязательный характера (частный иск, свидетельские показания, признание ответчика и пр.). В XVIIв. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли свою независимость, выборность, выстроившись в централизованную государственную административную систему. В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т.п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т.п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"