Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;
2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;
5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.
В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.
Система права и система законодательства соотносятся как содержание и внешняя форма права.
Система права– это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов права, отраслей права.
Система законодательства– это совокупность источников права, т. е. система нормативных правовых актов, которые являются формой выражения правовых норм.
Соотношение системы права и системы законодательства:
1) система права характеризует содержание права, т. е. внутреннюю структуру права, а система законодательства – внешнюю форму выражения права (строение и состояние источников права);
2) система права обеспечивает взаимодействие правовых норм, источников права и отраслей права при регулировании общественных отношений, а система законодательства – наличие необходимой для регулирования общественных отношений правовой информации;
3) в системе права исходный элемент – это норма права, а в системе законодательства – нормативный правовой акт;
4) характер системы права – объективный, а системы законодательства – объективно–субъективный, но в значительной степени субъективный;
5) система права является первичной, а система законодательства – производной, так как отражает систему права и строится на ее основе.
Отличия системы права от системы законодательства:
1) первичный элемент системы права – юридическая (правовая) норма, а первичный элемент системы законодательства – нормативный правовой акт;
2) отрасль системы права не всегда совпадает с отраслью системы законодательства. Возможны:
а) существование отрасли права, но отсутствие соответствующей ей отрасли законодательства;
б) существование отрасли в системе законодательства, но отсутствие соответствующей отрасли в системе права;
в) полное совпадение отрасли в системе права с соответствующей отраслью в системе законодательства;
3) по объему система законодательства значительно шире системы права, так как право не существует вне законодательства, а в законодательство в широком смысле входит право и некоторые положения, которые не являются правом;
4) в системе права отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования, а в системе законодательства – только по предмету;
5) в системе права деление происходит по горизонтали (правовая норма, институт права, отрасль права), а в системе законодательства – как по горизонтали (отраслевое), так и по вертикали (иерархическое), так как система законодательства непосредственно отражает федеративную структуру государства.
19. Отраслевое деление законодательства;
Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли:
- предмет правового регулирования;
- метод правового регулирования.
Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.
Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.
Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.
С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.
Учредительная отрасль права - конституционное право - основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.
Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.
Метод отрасли - императивный.
Основные источники - Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.
Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.
Гражданское право.
Предмет - сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.
Метод - диспозитивный.
Основные источники - Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.
Уголовное право.
Предмет - отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.
Метод - охранительный.
Основные источники - Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.
Административное право.
Предмет - общественные отношения в сфере исполнительнораспорядительной деятельности.
Метод - императивный.
Основные источники - Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.
Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.
Уголовно-правовая семья - уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.
Административно-правовая семья - административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.
Гражданско-правовая семья - гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.
В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на
- Основополагающая отрасль - состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);
- Материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);
- Процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).
В зависимости от функций права отрасли можно разделить на
- Регулятивные - выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);
- Охранительные - выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).
По предметному единству отрасли делятся на
- Основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);
- Комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).
18.3.1. Публичное и частное право
В системе права выделяют два крупных образования, две подсистемы: частное право и публичное право.
Публичное право - это функциональноструктурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительнораспорядительной и судебной деятельности.
К сфере публичного права относят такие отрасли как
- конституционное права,
- административное право,
- муниципальное право,
- уголовное право,
- уголовно-исполнительное право,
- финансовое право, уголовно-процессуальное право,
- арбитражное право,
- земельное право,
- международное публичное право и др.
Частное право - это функциональноструктурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
К сфере частного права относят такие отрасли как
- гражданское право,
- семейное право,
- трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право и др.
Проблема разграничения права на частные и публичные отрасли многопланова. Наука не дает единого общепризнанного критерия, по которому отрасли могут быть отнесены к частному или публичному праву. Разные ученые высказывают различные точки зрения и поразному представляют себе отраслевой состав публичного и частного права. Проблема усугубляется также тем, что элементы публичного права могут содержаться в частном праве.
На сегодняшний день оформились три теории разграничения права на частное и публичное: теория предмета, теория метода и теория интереса.
Теория предмета к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство. Это сфера отношений государственной власти, в которых государство проявляет себя как субъект с особыми властными полномочиями. К сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства. В этих отношениях стороны выступают как равноправные субъекты, никто из которых не наделен особыми властными полномочиями по отношению к другому. Если предметом регулирования публичного права выступают властные отношения, то предметом регулирования частного права являются прежде всего имущественные отношения.
Теория метода к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жестких, централизованных методах регулирования, для которых характерна авторитарность, соподчиненность субъектов. В сфере публичного права действуют императивный и охранительный методы правового регулирования. К сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании, для которых характерно юридическое равенство субъектов, их автономность. В сфере частного права действует диспозитивный метод правового регулирования.
Теория интереса к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом. Для регулируемых отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальным. К сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц. Для регулируемых отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.
Думается, никакую из названных теорий нельзя признать универсальной. Они дополняют друг друга, их комплексное применение позволяет всесторонне проанализировать особенности тех или иных отраслей права, выделив в них публичноправовые или частноправовые начала.
Разделение права на частное и публичное существует не везде, в различных правовых системах оно выражается поразному. Наиболее четко подобное разграничение проводится в законодательных правовых системах, и прежде всего - в континентальном праве.
20. Норма права и ее признаки;
Как вам уже известно, одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи. Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, "клеточкой" права. И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.
С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Право - это не только нормы, но без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании. Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе.
Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.
В теории государства и права принято выделять следующие признаки нормы права.
1. Государственновластный характер норм права. Норма как правило поведения всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.
2. Норма представляет собой правило, т.е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений.
К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения.
3. Юридическая норма - это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственновластное предписание. Норма - это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности). Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма - это особое предписание, которое характеризуется властностью.
В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения. В управомочивающих нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.
4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы. Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте. Однако норма - это частица права в целом. Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:
· нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);
· международноправовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);
· правовые обычаи;
· нормативные договоры.
5. Предоставительнообязывающий характер нормы права. Означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют т.н. нормы специального действия, о которых мы подробнее поговорим позже. Например, это нормы, которые дают определения правовых понятий, или нормы, решающие противоречия в действии других правовых норм. Эти нормы сами по себе никому не предоставляют субъективных прав и ни на кого не налагают юридических обязанностей. Иногда говорят, что эти нормы имеют предоставительнообязывающий характер только в сочетании с другими нормами.
6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы.
7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях. Этим нормы отличаются от индивидуальных предписаний.
8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.
Рассмотрев признаки правовой нормы, мы можем перейти к ее определению. Надо сказать, что вопрос об определении правовой весьма неоднозначен. Кроме традиционного, существуют и иные, альтернативные, определения правовой нормы. Они более точны с научной точки зрения, однако в учебных целях все же лучше использовать традиционное определение, которое охватывает большинство признаков правовой нормы. И всегда нужно помнить, что любое определение достаточно условно; никакая дефиниция не в состоянии охватить все особенности какого-либо социального явления, оно выделяет некоторые характерные черты, свойства и всегда требует дополнения.
Итак, норма права - это общеобязательное, формальноопределенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства.
21. Структура нормы права;
Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:
· гипотеза;
· диспозиция;
· санкция.
Гипотеза нормы права - эта часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие.
Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.
Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.
Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лицучастников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.
Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы.
Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания. Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социальнополезном поведении лиц.
Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.
С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на
· логические нормы
и
· нормыпредписания.
Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственновластную, регулятивную природу.
Логическая норма обладает полной структурой, т.е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.
Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, т.е. само правило поведения, 2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы "разбросаны" в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.
Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе, где если - это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе - это начало санкции правовой нормы.
Сразу оговоримся, - эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.
Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст.63 Семейного Кодекса РФ говорит об обязанностях родителей. Логическая норма, соответствующая этому предписанию, может выглядеть следующим образом: если лица имеют детей, т.е. являются родителями, то они должны выполнять родительские обязанности (заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном, духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования), иначе (в противном случае) они будут лишены родительских прав. Однако эти положения содержатся не в одной статье СК, а в нескольких, например, ст.63 (права и обязанности родителей), ст. 69 (лишение родительских прав) и последующих.
Другой пример. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ.
Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормампредписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.
Нормапредписание - это элементарное нормативное государственновластное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.
Нормапредписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.
Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК: "Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью".
Именно норму - предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще. (В отношении логической нормы всегда добавляют, что имеют в виду именно логическую норму). Все признаки правовых норм, о которых мы с Вами говорили выше, и все виды норм, о которых мы еще будем говорить, - все это относится именно к нормепредписанию.
Нормапредписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормыпредписания выражается формулой если - то.
Например, Структура уже упоминавшейся ст. 16 СК такова: "Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается". Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).
Нужно отметить, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным; в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу. Так что предложенная Вам информация не является исчерпывающей, а указывает лишь основные моменты в исследовании данной темы.
14.2.1. Классификация структурных элементов нормы
Гипотезы правовой нормы можно подразделить на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного обстоятельства. Например, для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо только наличие письменного заявления работника.
Сложная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от нескольких обстоятельств, существующих одновременно. Например, брак заключается при наличие взаимного согласия лиц, при добровольности вступления в брак обеих сторон, при достижении ими необходимого брачного возраста, при дееспособности обеих сторон и т.д.
Альтернативная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких возможных обстоятельств. Например, брак расторгается или в случае надлежаще оформленного развода, или в случае смерти одного из супругов, или в случае признания судом одного из супругов умершим в установленном законодательством порядке, или в случае признании одного из супругов недееспособным и т.д.
Диспозиции нормы также подразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая диспозиция содержит одно правило поведения. Например, ст.10 СК РФ: "Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния".
Сложная диспозиция содержит одновременно несколько правил поведения. Например, ст. 127 КЗоТ РФ "Обязанности работников" перечисляет эти обязанности.
Альтернативная диспозиция предполагает выбор одного из возможных правил поведения. Например, согласно п.27 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.98г., покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:
Ё Замены на товар аналогичной марки;
Ё Замены на аналогичный товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
Ё Соразмерного уменьшения покупной цены товара;
Ё Незамедлительного устранения недостатков товара;
Ё Возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Аналогичным образом санкции подразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая санкция точно указывает меру воздействия, применимую в данном случае. Например, согласно ч. 3 ст. 122 УК РФ, заражение ВИЧинфекцией заведомо несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.
Сложная санкция содержит 2 и более видов воздействия, применяемых к правонарушителю. Например, согласно ч.3 ст. 159 УК РФ, квалифицированное мошенничество наказывается лишением свободы на срок 5-10 лет с конфискацией имущества (или без таковой).
Альтернативная санкция предполагает возможность выбора между несколькими мерами воздействия. Является самой распространенной в действующем УК. Например, согласно ст. 141 УК РФ, воспрепятствование работе избирательных комиссий наказывается -либо штрафом, -либо обязательными работами (120-180 часов), -либо исправительными работами (до 1 года).
Следует отметить, что альтернативные санкции часто смешиваются со сложными, например, согласно ст. 118 УК причинение тяжкого вреда здоровью по причине ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей наказывается ограничением свободы, -либо арестом, -либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью...
Другая распространенная классификация санкций выглядит следующим образом (критерий - степень определенности):
- Абсолютноопределенная санкция (точно указывает меру государственного воздействия);
- Относительноопределенная (устанавливает пределы государственного воздействия на правонарушителя, например, от 5 до 10 лет лишения свободы);
- Альтернативная санкция.
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на:
- Правовосстановительные (возместительные) - это санкции гражданского, трудового, финансового, процессуального права;
- Штрафные (карательные) - санкции уголовного и административного права.
Существуют и другие классификации структурных элементов нормы, связанные с классификацией самих норм. Например, у Алексеева С.С. есть классификация норм на абсолютно и относительноопределенные, что зависит от сложности элементов нормы.
14.2.2. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
С внешней стороны нормыпредписания и логические нормы получают словеснодокументальное, языковологическое изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях (части, пункты, абзацы и даже отдельные фразы или предложения). Главное, что необходимо понять, - это различие между нормой права и статьей нормативно-правового акта. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к нормепредписанию.
Логическая норма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Это хорошо видно на уже рассмотренном примере норм из СК, говорящих об обязанностях родителей. Более того, правовое положение родителей регламентируется и в статьях других нормативных актов, вплоть до установления уголовной ответственности.
Нормапредписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта (статье, пункту, части статьи, отдельной фразе). Дробление нормыпредписания вообще невозможно, нормапредписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственновластное веление.
Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья - это разноплоскостные явления. Норма - это правило поведения, веление, тогда как статья закона - это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются также, как право и закон. Норма права - это структурное подразделение права, а статья - это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве.
Обычно статья включает в себя несколько предписаний. Например, ст.11 СК РФ "Порядок заключения брака" содержит множество предписаний. Это и общие императивные предписания "брак заключается при личном присутствии лиц", "заключается по истечении месяца со дня подачи заявления", и управомочивающие предписания "при наличии уважительных причин... орган может разрешить...", "орган... может увеличить срок", "при наличие особых обстоятельств брак может быть заключен в день подачи заявления", "отказ в регистрации может быть обжалован в суд", регулятивные "государственная регистрация производится в установленном порядке".
В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
1. Норма права и статья закона совпадают. В этом случае в статье присутствуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Пример - любая норма особенной части УК. Диспозиция - запрет совершения преступления (грабеж, хулиганство...). Гипотеза - условие вступления нормы в действие (если кто-либо совершил преступление). Санкция - наказание.
2. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта.
3. В одной статье содержится две или несколько норм права.
22. Классификация норм права;
По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:
Регулятивные - это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей.
В зависимости от характера прав и обязанностей они подразделяются на три вида:
Обязывающие - это нормы, которые возлагают на лицо обязанность совершить активные положительные действия. Например, ст. 127 КЗоТ РФ "Обязанности работников"...
Запрещающие - это нормы, которые обязывают лиц воздерживаться от совершения определенных действий. Например, ст. 193 КЗоТ РФ гласит: "Запрещается привлечение к сверхурочным работам в дни занятий работников, обучающихся без отрыва от производства..."
Управомочивающие - это нормы, которые предоставляют гражданам субъективные права. Например, ст. 225 КЗоТ РФ "Право работников на объединение в профессиональные союзы" гласит: "Работникам обеспечивается право на объединение в профессиональные союзы".
Охранительные - это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственнопринудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания.
Примерами таких норм являются все нормы Особенной части уголовного права; нормы административного права, говорящие об административных проступках и др.
Нормы специального действия (или специализированные) - это предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей. Т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним.
В литературе они были названы "нормами о нормах", эта метафора прекрасно раскрывает смысл данной категории норм: эти нормы говорят о действии других норм, устанавливают общие положения, зная которые, можно оперировать прочими нормами.
В зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в правовом регулировании, специализированные нормы делятся на:
- Общие (общезакрепительные) - это предписания, которые направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например, ст. 1 СК РФ: "Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства".
- Дефинитивные - предписания, которые в обобщенном виде закрепляют признаки данной правовой категории. Название происходит от слова "дефиниция", т.е. определение. Иными словами, это нормы, которые дают определения правовых понятий. Например, ст. 40 СК: "Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения".
- Декларативные - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм (иначе - нормыпринципы, нормызадачи). Например, ст. 2 УК РФ "Задачи УК РФ", ст. 3 УК "Принцип законности", ст. 4 "Принцип равенства граждан перед законом", ст. 6 "Принцип справедливости" и др.
- Оперативные - предписания, которые говорят о действии других норм, а именно: о введении в действие юридических норм, об отмене действующих нормативных положений, о пролонгации норм, о распространении действующих норм на новый круг отношений и т.д. Например, ФЗ РФ "О введении в действие части первой гражданского кодекса РФ" от 21.10.94 г.
- Коллизионные - предписания, регулирующие выбор между нормами. Название происходит от слова "коллизия" - противоречие. Это нормы, призванные разрешать противоречия в действии других норм, они указывают, какой нормой, правовой системой надлежит руководствоваться в случае несогласованности юридических норм, противоречия одних предписаний другим. Например, ст. 6 СК РФ: "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора".
По субъектам правотворчества нормы права делятся на:
- Нормы, исходящие от государства;
- Нормы, исходящие от общества (принятые путем референдума).
По методу правового регулирования нормы права делятся на:
- Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений от предписанного.
Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний. Например, ст. 70 СК: "Лишение родительских прав производится в судебном порядке".
- Диспозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.
Внешними отличительными признаками таких норм являются фразы типа "если договором или соглашением сторон не установлено иное", "при отсутствии соглашения", "если стороны не договорятся об ином" и др. Например, ст. 81 СК РФ: при отсутствия соглашения родителей алименты взыскиваются в судебном порядке.
- Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения. Примеры можно найти в указах Президента.
К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным - управомочивающие и часть обязывающих.
По сфере действия нормы права делятся на:
- Нормы общего действия (конституция, кодексы);
- Нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и др.)
- Нормы локального действия - действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).
14.3.1. Специализация правовых норм
Специализация - это процесс "разделения труда" между нормами, в результате которого те или иные нормы и их комплексы все более сосредоточиваются на выполнении определенных операций, конкретизируется содержание норм. Появляется все больше норм с узкой направленностью, регулирующих незначительный подвид отношений или особенности какой-либо юридически значимой ситуации. Одновременно идет процесс интеграции, при котором вводится обобщенная регламентация единых, совпадающих моментов, которые свойственны группам общественных отношений, их принципам, началам. Все эти процессы - результат усложняющихся общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"