Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
Самостоятельной проблемой является определение юридической природы постановлений Пленума Верховного Суда по отдельным категориям дел, которые выносятся на основе обобщения судебной практики. Данная проблема применительно к руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР десятилетиями дискутировалась в советской юридической науке. Одни авторы склонялись к отрицанию нормативного характера этих документов, ссылаясь на то, что в них отсутствует формы права, поэтому называли их актами толкования права. Другие, наоборот, признавали нормативную природу постановлений Пленума Верховного Суда и предлагали считать их ведомственными нормативными актами.
Еще одна научная позиция состоит в признании обобщений судебной практики как самостоятельных источников права.
Наконец, говорят об административном прецеденте, то есть, о таком поведении органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при рассмотрении других аналогичных дел.
Многие российские ученые, например Лазарев, Комаров, считают, что в современных российских условиях несовершенство правотворческой деятельности, значительного подчас отставания от развивающихся общественных отношений законодательства при формировании независимой судебной власти, судебные прецеденты, издаваемые Конституционным Судом РФ должны быть признаны источником права, так как деятельность Конституционного Суда имеет большое значение не только для законодательной, но и исполнительной и судебной властей.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди известных источников права именно нормативно-правовой акт занимает ведущее место. В России это основной источник права.
Договоры с нормативным содержанием – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это документы, в которых содержатся волеизъявления сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг, последовательность, а также закрепляется добровольное обязательство исполнять все, содержащееся в этих договорах. Договоры с нормативным содержанием широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, международном праве.
Источником права в отдельных странах выступают своды религиозных правил (религиозные догмы), юридическая ила которых может превосходить силу официальных документов, издаваемых государственными органами. В настоящее время в этом аспекте говорится прежде всего о шариате – своде норм мусульманского права.
Юридическая наука призвана вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические глубокие знания о юридической действительности. Известно огромное значение научных знаний, прежде всего, по созданию правовых норм и известны случаи, когда на определенных этапах развития общества и государства юридическая наука служила источником права. В Российском государстве юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, для совершенствования законодательства, для правильного толкования закона, но официальным источником права не признается.
Некоторые ученые, например Тихомиров, Баранов, к источникам и формам права относят нормы саморегуляции – это такие виды форм права, которые приняты с использованием институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания, трудового коллектива и т.д.).
С введением рынка, развитием частной предпринимательской деятельности, с появлением частных крупных фирм, предприятий малого бизнеса, функционированием совместных с иностранными концернами предприятий следует ожидать появления новых несуществующих пока форм и источников права. Видимо придется признать в качестве источников права и нормативные акты частных предприятий.
Каковы же основные пути усовершенствования форм источников права в современном Российском государстве? Многие ученые отмечают, что, во-первых, при улучшении форм права надо полнее учитывать юридические традиции России и взять все лучшее из Российской дореволюционной правовой системы; во-вторых, давно назрела потребность в подготовке и издании закона об основных формах права. И, в-третьих, многие ученые утверждают, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них, а именно Конституция.
33. Нормативный акт: понятие, виды, иерархия;
Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Признаки:
1. По общему правилу, нормативно-правовой акт издается компетентным органом государства.
Практически каждому государственному органу в пределах его компетенции предоставлено право издавать нормативно-правовые акты. Эти документы носят государственно-властный характер и их исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих характеристиках нормативно-правового акта наиболее ярко прослеживается их связь с государством. Известны также случаи, когда нормативно-правовые акты принимаются на референдуме.
2. Нормативно-правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Процесс принятия нормативно-правового акта называется правотворчеством.
3.
Органы государства издают саамы разнообразные документы и поэтому не все они являются нормативными. Необходимо четко представлять себе отличия нормативно-правовых актов от индивидуальных актов или актов применения права, которые нома права не содержат, они адресованы к конкретному лицу. Необходимо отличать нормативно-правовые акты от актов морально-политического значения – это различного рода обращения, призывы. Наибольшее распространения акты морально-политического значения имели в советское время.
4.
Для облегчения пользования нормативно-правовым актом его содержание упорядоченно, структурировано (нормы права объединяются в статьи, статьи объединены в главы, главы – в разделы и т.д.). В объемных чаще всего кодифицированных нормативно-правовых актах встречается разделение на общую и особенную части. Необходимость выделения в крупных нормативных актах общих частей в XIX веке была обоснована Германской юридической наукой и в практическом отношении это было достаточно удобное новшество, которое, впоследствии, получило широкое распространение.
Нормативно-правовой акт может иметь вводную (вступительную) часть, которая называется преамбулой. В Преамбуле излагаются задачи, цели данного акта, обстоятельства, мотивы, которые обусловили необходимость приятия данного акта.
5. Нормативно-правовой акт обладает юридической силой.
Существует определенный порядок вступления официальных документов в юридическую силу и порядок ее утраты. Под юридической силой понимается свойство нормативно-правовых актов реально действовать и порождать правовые последствия. Юридическая сила того или иного нормативно-правового акта зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции, что определяется значением решаемых данным органом задач. Именно по юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты:
1. По сфере действия различают нормативно-правовые акты:
Содержат нормы, направленные на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу отношений.
В них находятся предписания, регламентирующие внутриорганизационные внутри данного ведомства (ведомственные нормативно-правовые акты) или внутри данного органа или государственного учреждения (локальные нормативно-правовые акты).
2. В зависимости от территории действия выделяют:
3.
Нормативно-правовые акты, действующие в любом государстве, согласованы между собой и образуют определенную систему, которая называется системой законодательства.
34. Действие нормативного акта в пространстве, во времени и по кругу лиц;
Нормативно-правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на известный круг лиц. Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Пределы действия закона, как и любого другого нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления этого акта в силу, то есть, тем моментом, когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения, и моментом, с которого данный акт теряет свою силу. Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента или дня обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, то есть, когда он принимается Государственной Думой в окончательной редакции, а Конституционный закон – в день его одобрения обеими палатами. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие. Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени ото дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания РФ».
Существуют различные варианты вступления закона в юридическую силу:
1. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
Называется конкретная дата, причем, чаще всего, срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного-трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть более продолжительным. Например, УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, введен в действие 1 января 1997 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.
2. Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Например, УК РФ был введен в действие с 1 января 1997 года, но, в то же время, его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводились федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, но не позднее 2001 года.
3. Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако в юридической литературе отмечается, что такой способ не обеспечивает населению возможность ознакомления с новыми нормами права. Высказывается мнение, что такую практику не следует признавать приемлемой.
4. Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
Этот способ не очень удобен и применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают о содержании правовых норм, знакомясь с уже опубликованными документами. Он, как правило, применяется для введения нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения.
5. Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
Общее правило таково: вступление в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное значение, привязывается к моменту их официального опубликования. В другой ситуации они вступают в юридическую силу или после официального опубликования либо по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"