Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

7. Невменяемость (ст. 21 УК  РФ). "Не подлежит уголовной  ответственности лицо, которое во  время совершения общественно  опасного деяния находилось в  состоянии невменяемости, т.е.  не могло осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо  руководить ими вследствие хронического  психического расстройства, временного  психического расстройства, слабоумия  либо иного болезненного состояния  психики". К такому лицу могут  быть применены меры медицинского  характера.

8. Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Не является преступлением  действие (бездействие), хотя формально  и содержащее признаки какого-либо  деяния, но в силу малозначительности  не представляет собой общественной  опасности.

Кроме обстоятельств, исключающих  противоправность деяния и юридическую  ответственность, российское законодательство предусматривает также ряд условий  для освобождения от ответственности  и наказания (амнистия, помилование, болезнь, изменение обстановки, деятельное раскаяние, истечение срока давности, замена неотбытой части наказания более мягким видом, условно-досрочное освобождение и т.д. (ст. 75 - 86 УК РФ).

Если цели ответственности  могут быть достигнуты без ее реализации, то закон допускает возможность  освобождения виновного от ответственности. Так, например, в соответствии со ст. 2.9 нового КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган или должностное лицо, уполномоченное решить дело, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (устное замечание, как известно, не включено в перечень мер административных наказаний).

Наличие института юридической  ответственности - способ самосохранения общества от посягательств со стороны  тех, кто противопоставляет себя закону, морали, правилам цивилизованной жизни. Это определенная гарантия для  свободы добросовестной и законопослушной  личности, ее чести, достоинства и  безопасности.

Основаниями юридической ответственности  являются те условия, при совокупном наличии которых она может  наступить.

 

 

  Основания юридической  ответственности делятся на две  группы: фактические и юридические.   

Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно  наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.  

Юридическими основаниями являются:   

• наличие нормы права, которая  нарушается данным деянием (соответствует  такому признаку правонарушения как  противоправность);  

• наличие нормы права, которая  содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);   

• отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.  

• наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного  лица к ответственности.  

Первые три из перечисленных  условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

 

94. Цели и принципы  юридической ответственности.

К основным принципам юридической ответственности в Российской Федерации, которые отражены также в нормах международного законодательства, можно отнести следующие: законности, справедливости, презумпции невиновности,  целесообразности, неотвратимости наказания

К основным принципам юридической  ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения  и реализации ответственности  должна протекать в строгих  рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть  следствием правонарушения, содержащего  в себе все признаки его  состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания  для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует,  чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось  безнаказанным: важна не суровость  наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные  деяния должны раскрываться, виновные  нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание  должно соответствовать тяжести  содеянного, обстоятельствам его  совершения и личности виновного;  недопустимость двойной ответственности  за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и  правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание  не может иметь своей целью  причинение физических страданий,  унижение человеческого достоинства  виновного, оно должно учитывать  смягчающие обстоятельства и  мотивы правонарушения; возможность  условного осуждения, отсрочки  приговора;

6) презумпция невиновности - каждый  гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное  в установленном законом порядке.

Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая  и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической  ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности[20].

Общими целями юридической ответственности являются:

1) создание упорядоченного состояния  общественных отношений, их урегулированности;

2) превенция правонарушений, обеспечение  правомерного поведения граждан,  снижение уровня правонарушаемости;

3) воспитание активной гражданской  позиции, формирование уважительного  отношения к закону и вытеснение  из сознания граждан правового  нигилизма;

4) наказание правонарушителей;

5) восстановление общественных  отношений.

Реализация указанных целей  ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности  является формирование гражданского общества и построение правового государства.

 

95. Законность: понятие, принципы и гарантии.

Законность  — это одна из ключевых категория  всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, государства, его  граждан.

Существует  большое количество различных определений  этого правового явления. Но практически  в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, - строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием  и приобретает соответствующие  формы. Законность провозглашается, а  нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Законность  — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с  правонарушениями и произволом в  деятельности должностных лиц, в  обеспечении порядка и организованности в обществе.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?

Единство  законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных - особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения.

Целесообразность  законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

С точки зрения целей правового регулирования  в любой ситуации целесообразно  следовать предписаниям закона, а  отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и  целесообразность выступает как  принцип, основа законности. Вместе с  тем в правовой литературе встречается  и обоснование возможность применения принципа “contra legem”, предполагающего обход формальных требований законах в целях справедливости и обеспечения законных интересов физических лиц1.

Несколько иначе  целесообразность проявляется в  процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правоприменительной  деятельности. Нормы права нередко  предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая —  выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят  преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товарных отношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"