Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
Структура юридической
нормы производна от структуры соответствующего
общественного отношения и есть
результат отражения в норме
этого общественного отношения.
Фактическое общественное отношение,
подлежащее правовому оформлению, объективно
требует, чтобы структура правовой
нормы логически
72. Понятие системы права, её структура
Система как
философская категория – это
некое целостное явление, состоящее
из элементов (частей), взаимосвязанных,
взаимодействующих и
Система права – это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение (структура) права, которое выражается в объединении и дифференциации юридических норм. Основная цель этого понятия – раскрыть содержание права, дать системную характеристику позитивного права в целом.
Система права, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает следующими признаками:
- объективностью,
т.е. она обусловлена реально
существующей системой
- это органически
целое правовое явление, а не
случайный набор правовых норм.
Элементы системы права
- это многообразное
правовое явление, которое
- динамизм,
т.е. система права это не
нечто застывшее, неизменное. Она
эволюционирует вместе с
В качестве внутренних элементов структуры системы права выступают:
Норма права
есть первичный структурный элемент
права. Благодаря своему универсальному
значению, норма права распространяет
свои свойства и на другие уровни системы,
выступает в качестве единицы
измерения правовой материи. Норма
права самостоятельно регулирует какую-то
одну сторону (грань) общественного
отношения. Для правового
Институт
права – это обособленная группа
юридических норм, регулирующих общественные
отношения конкретного вида. В
качестве примера можно назвать
институт права собственности в
гражданском праве, институт ответственности
должностных лиц в
Подотрасль права включает в себя родственные институты одной и той же отрасли права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида (например, «обязательственное право» в составе гражданского права).
Отрасль права - совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право.
Понятие системы права необходимо отличать от понятия правовой системы. Правовая система – понятие более широкое и ёмкое, включающее правовую организацию всего общества, совокупность всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.
73. Система права и система законодательства
Система права
и система законодательства есть
тесно взаимосвязанные, но самостоятельные
категории, представляющие два аспекта
одной и той же сущности – права.
Они соотносятся между собой
как содержание и форма. Система
права как его содержание –
это внутренняя структура права,
соответствующая характеру
Структура права
носит объективный характер и
обусловлена экономическим
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права
для законодателя выступает как
объективная закономерность. Поэтому
в его решениях о системе законодательства,
строении нормативно-правовых актов
неизбежно проявляется
Однако система
права и система
Во-первых, это
выражается в том, что первичным
элементом системы права
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Имеются так
называемые комплексные отрасли
законодательства, которые возникли
из сочетания норм административного,
гражданского и некоторых других
отраслей права. Важнейшим из них
является хозяйственное
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в
основе деления права на отрасли
и институты лежит предмет
и метод правового
В-четвертых,
внутренняя структура системы права
не совпадает с внутренней структурой
системы законодательства. Вертикальная
структура системы
Единство
принципов распределения
1) акты высших
органов государственной
2) акты высших
органов государственного
В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.
В-пятых, если
система права носит
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
Итак, понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система законодательства есть внешнее выражение системы права. Система права получает свое реальное бытие именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако полного совпадения между системой права и системой законодательства нет.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"