Судебная власть
Правосудие в Украине
осуществляется исключительно судами.
Делегирование функций судов, а
также присвоение этих функций другими
органами или должностными лицами не
допускаются. Юрисдикция судов распространяется
на все правоотношения, возникающие
в государстве. Судопроизводство осуществляется
Конституционным Судом Украины
и судами общей юрисдикции. Народ
непосредственно принимает участие
в осуществлении правосудия через
народных заседателей и присяжных.
Судебные решения постановляются судами
именем Украины и являются обязательными
к исполнению на всей территории Украины.
Система судов общей юрисдикции в Украине
строится по принципам территориальности
и специализации. Наивысшим судебным органом
в системе судов общей юрисдикции является
Верховный Суд Украины. Высшими судебными
органами специализированных судов являются
соответствующие высшие суды. В соответствии
с законом действуют апелляционные и местные
суды. Создание чрезвычайных и особых
судов не допускается.
6. Правовое государство: понятие
и признаки
Правовое государство
- это государство, в котором организация
и деятельность государственной
власти в ее взаимоотношениях с индивидами
и их объединениями основана на праве
и ему соответствует.
Идея правового
государства направлена на ограничение
власти (силы) государства правом; на
установление правления законов, а
не людей; на обеспечение безопасности
человека в его взаимодействиях
с государством
Основные признаки
правового государства:
1. Осуществление государственной
власти в соответствии с принципом ее
разделения на законодательную, исполнительную,
судебную с целью не допустить сосредоточения
всей полноты государственной власти
в чьих-либо одних руках, исключить ее
монополизацию, узурпацию одном лицом,
органом, социальным слоем, что закономерно
ведет к "ужасающему деспотизму"
(Ш. Монтескье).
2. Наличие Конституционного
Суда - гаранта стабильности конституционного
строя - органа, обеспечивающего
конституционную законность и
верховенство Конституции, соответствие
ей законов и иных актов
законодательной и исполнительной
власти.
3. Верховенство
закона и права, что означает:
ни один орган, кроме высшего
представительного (законодательного),
не вправе отменять или изменять
принятый закон.Все иные нормативно-правовые
акты (подзаконные) не должны противоречить
закону. В случае же противоречия приоритет
принадлежит закону.Сами законы, которые
могут быть использованы в качестве формы
легализации произвола (прямой противоположности
права), должны соответствовать праву,
принципам конституционного строя. Юрисдикцией
Конституционного Суда действие неправового
закона подлежит приостановлению, и он
направляется в Парламент для пересмотра.
4. Связанность законом
в равной мере как государства
в лице его органов, должностных
лиц, так и граждан, их объединений.
Государство, издавшее закон,
не может само его и нарушить,
что противостоит возможным проявлениям
произвола, своеволия, вседозволенности
со стороны бюрократии всех
уровней.
5. Взаимная ответственность
государства и личности:
личность ответственна
перед государством, но и государство
не свободно от ответственности перед
личностью за неисполнение взятых на
себя обязательств, за нарушение норм,
предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных
в законодательстве основных
прав человека, прав и свобод
личности, что обеспечивается наличием
соответствующего правового механизма
их реализации, возможностью их
защиты наиболее эффективным
способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность
контроля и надзора за осуществлением
законов, иных нормативно-правовых
актов, следствием чего является
доверие людей государственным
структурам, обращение для разрешения
сугубо юридических споров к
ним, а не, например, в газеты, на
радио и телевидение.
8. Правовая культура
граждан - знание ими своих
обязанностей и прав, умение ими
пользоваться; уважительное отношение
к праву, противостоящее "правовому
нигилизму" (вера в право силы и неверие
в силу права).
7. Понятие права и его признаки
Понятие право может
быть рассмотрено с нескольких позиций:
Во-первых, его употребляют
в общесоциальном смысле в рамках которого
идет речь о нравственных политических
культурных и иных возможностей поведения
субъекта (моральное право руководить
коллективом, потупить по совести).
Во-вторых, с помощью
данного термина обозначается определенная
правовая возможность конкретного
субъекта, такое право называется
субъективным и принадлежащим личности
и зависящим от его воли и желания
(право на труд, на судебную защиту).
В-третьих, под правом
понимают юридический инструмент связанный
с государством и состоящий и целого числа
норм институтов и отраслей – объективное
право.
В рамках такого правопонимания
право – это система общеобязательных
формально определенных юридических норм,
выражающих волю определенных классов,
социальных групп или общества в целом,
устанавливаемых и обеспечиваемых государством
и направленных на урегулирование общественных
отношений.
Раскрывая понятие
права, необходимо обратиться к его
признакам:
- Государственно - волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
- Нормативность права осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
- Взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
- Общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
- Формальная определенность права, как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права;
- Системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
- Регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
- Установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства;
8.Функции права. Источники (формы
права)
Функции права - это основные направления правового
воздействия, выражающие роль права в
упорядочении общественных отношений
С помощью понятия «функции
права» можно познать предназначение
права в обществе, его действие.
Функции права, отражая его качественное
своеобразие, его востребованность
и динамику в общественной жизни, характеризуются
следующими свойствами:
- содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
- функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
- содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
- функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.
Двойственная природа
права как социального и юридического
регулятора предопределяет деление
функций на общесоциальные и
специально-юридические.
Общесоциальные функции выражают роль права как социального
регулятора при регламентации отношений
в различных сферах общественной деятельности.
Они непосредственно отражают значимость
права для общества в целом:
- 1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
- 2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
- 3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
- 4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
- 5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).
Если общесоциальные функции
направлены вовне, отражают влияние права
на иные сферы общественной жизни, тоспециально-юридические функции показывают, какие средства
и регулятивные приемы используются при
этом, какая юридическая материя позволяет
наиболее эффективно решить поставленные
обществом задачи.
- 1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
- Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
- 2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
- В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная(восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).
Источники (формы) права – это
официальные способы выражения и закрепления
правовых норм, придания правилам поведения
общеобязательного юридического значения.
Все источники права так или иначе связаны
с деятельностью государства. Эта деятельность
выражается в разработке и издании юридических
норм (правотворчество), и в придании юридической
силы иным социальным нормам (санкционирование).
В правовых системах разных
государств на протяжении истории сложилось
несколько разновидностей источников
права.
Основные виды Выделяют четыре основные формы
права:
- нормативный акт - это правовой акт, содержащий
нормы права и направленный на урегулирование
определенных общественных отношений
(к их числу относятся конституция, законы,
подзаконные акты и т.п.);
- правовой обычай - это исторически сложившееся
правило поведения, содержащееся в сознании
людей и вошедшее в привычку в результате
многократного применения, приводящее
к правовым последствиям (например, согласно
ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные
отношения могут регулироваться обычаями
делового оборота);
- юридический прецедент - это судебное или административное
решение по конкретному юридическому
делу, которому придается сипа нормы права
и которым руководствуются при разрешении
схожих дел (распространен преимущественно
в странах семьи общего права - Великобритании,
США, Канаде и т.д.);
- нормативный договор - соглашение между правотворческими
субъектами, в результате которого возникает
новая норма права (например, Федеративный
договор РФ 1992 г.; коллективный договор,
который заключает между собой администрация
предприятия и профсоюзы).
9.Норма права, ее основные
признаки и структура.
Норма права (правовая
норма) - формально определенное, общеобязательное
правило поведения, регулирующее общественные
отношения, закреплённое в праве и обеспеченное
государством. Норма права является первичной
единицей права. В свою очередь, совокупность
норм права, установленных и санкционированных
государством, образуют право в целом,
составляют систему права.
2. Признаки нормы
права.
Правовые нормы имеют
следующие признаки:
- Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
- Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
- Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
- Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
- Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты
Первые два признака являются
общими для всех социальных норм, остальные
являются отличительными признаками именно
правовых норм.
3. Структура нормы
права.
Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения
между людьми. Это своеобразная модель
возможного поведения, сформировавшаяся
в ходе общественного развития, отражающая
стремление людей создать универсальные,
долговременные инструменты познания
и освоения правовой действительности.
Традиционно считается, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции
и санкции.
Классическая, идеальная
норма права состоит из трёх структурных
элементов - гипотезы, диспозиции и
санкции (структура "Если - то - иначе").