Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
• правовые нормы и принципы;
• правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;
• правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;
• связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок.
145 Становление и развитие
Правовая система
есть сложноструктурное,
1) построение
такого государственно-
2) отработка
системы реального воздействия
человека на государство через
институты гражданского
Не менее важный элемент правовой системы — правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.
Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования.
Следующий компонент
правовой системы — правовая деятельность,
складывающаяся из правотворческой
Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время реформ.
Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.
Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются».
Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В российской
правовой системе происходят ныне и другие
весьма важные изменения. Например, резко
возрастает роль закона в системе источников
права. Такое положение обусловлено общим
духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей
Россию демократическим федеративным
правовым государством, прямым ее указанием
на то, что законы имеют верховенство на
всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив
при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного органа
закону, принимают решение согласно закону
(ст. 120). Сегодня в России идет процесс
становления частного права. Государство
встает на защиту тех договоренностей,
которые заключили между собой частные
лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением
социалистической собственности, приватизацией.
Как в сфере экономики появляется субъект,
наделенный частной собственностью, так
и в правовой сфере возникает субъект,
наделенный существенной автономией,
независимостью, возможностью самостоятельно,
свободно и в своем интересе решать свои
частные дела, не причиняя при этом ущерба
правам и законным интересам" других
лиц, т. е. субъект, частное право
которого гарантируется государством.
Это приводит к росту значения диспози-тивного
Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
146 классификация правовых систем современности. Правовые семьи
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. В качестве критериев классификации современных правовых систем обычно выделяют: общность гинезиса(возникновения и последующего развития); общность источников, форм закрепленияи выражения норм права; структурное единство, сходство; общность принципов рег-ия общественных отношений; единство терминологии, юр. категорий и понятий, техники изложения и систематизации норм права.
Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:
147 Англосаксонская правовая семья
Общее право
доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме
Шотландии), Канады, США, Ямайк
В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права. В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.
148 Романо-германская правовая
Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.
В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
149 мусульманская правовая семья
Мусульманское право — единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи'. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право — это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.
Мусульманская правовая семья: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.
Данная правовая семья имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право (шариат) - система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.
Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:
Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;
Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;
Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями (муфтиями), судьями (кади) и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;
Кийас - суждение по аналогии.
150 Иные правовые системы современности (индусское право, обычное право Африки)
Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на гос. признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах Р-Г и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором ОО, особенно за пределами городов.
Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, др. сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм , неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.
В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"