Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

Правосубъектность включает в себя четыре элемента:

  1. правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью.;
  2. дееспособность;
  3. деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения;
  4. правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности.

 

111 Субъективные права и юр. обязанности  как юр. содержание правоотношений

Субъективное право и юридическая обязанность являются содержанием правоотношения, ибо анализируя эти элементы правоотношения, можно судить о его характере и цели.

Субъективное право — право, принадлежащее субъекту правоотношения, т.е. лицу управомоченному. В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного — материальный, семейный, политический или иной. В этом для него ценность субъективного права. Субъективное право — это поведение возможное, т.е. его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания. для характеристики субъективного права употребляется слово «мера» — мера возможного поведения. Субъективное право совершенно верно связывается со свободой. Это мера свободы. Нередко в состав субъективного права входит не одна, а несколько возможностей, и тогда каждая из этих возможностей как составная часть субъективного права называется правомочием. Если субъективное право нарушено другим лицом или организацией, то у лица управомоченного появляется возможность обратиться за защитой своего нарушенного права, т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Эта возможность называетсяпритязанием. Притязание как составная часть субъективного права обеспечивается системой государственных правоохранительных органов. Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Во-первых, в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю в собственность имущество, за которое последний уплатил определенную денежную сумму. Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения.

Во-вторых, юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Так, например, сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается. Такие юридические обязанности носят пассивный характер, так как требуют от участника правоотношения воздержания от запрещенных законом действий.

 

112 понятие и классификация юр  фактов

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты - необходимая предпосылка правоотношений. Они названы в гипотезах правовых норм. Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать на виды:

- по характеру  наступающих последствий: правообразующие. правоизменяющае и правопрекращающие;

- по связи  с волей участников правоотношений: действия и события. Действия - это  факты, связанные с волей участников  правоотношений, они бывают правомерными  и неправомерными (правонарушениями). Правомерные действия делятся, в  свою очередь, на юридические  акты и юридические поступки

 

113 реализация права: понятие и  формы

Реализация права (норм права) - это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении субъектов права.

Формы реализации: Использование – направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами.

Исполнение – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.

Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому.

Применение права – активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности.

 

114 применение правовых норм  как особая форма реализации  права

Если такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. Применение норм права — это властная деят-ть компетентных гос. органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц.

Признаки:1.осуществляется только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по уполномочию государства.(мэрия); 2.имеет . гос-но-властный характер; 3.издание на основе норм права индивидуальных правовых предписаний. 4.осуществляется в строго установленном законом порядке.

необходимость в применении норм права:

1.когда предусмотренные  юр. права и обязанности не  могут возникнуть у конкретных  лиц и реализоваться без их  гос.-властной деят-ти. (чтобы учиться в ВУЗе необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении). 2. когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. 3. когда юридические обязанности не исполняются добровольно.4. если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю

 

115 Стадии применения норм права

1. Правоприменительный процесс начинается с установления и исследования круга фактических обстоятельств дела. Факт. обстоятельства — это жизненые факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Например, при совершении преступления — это время, место, личность преступника и др. Установление фактических обстоятельств осущ-ется с помощью док-в. Док-ва — это сведения(данные) о факт-их обстоятельствах, зафиксированные в документах (показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия и т. д.).

2.Выбор и анализ юр. норм — образует правовую основу едала и внешне проявляется в правовой квалификации(оценки)

3. Принятие  решения компетентным органом  и его документальное оформление  — это главная, решающая стадия  применения права. Именно в издании  на основе нормы права, имеющего  официальное значение индиведуального акта властного хар-ра (приговор суда, приказ рук-ля предприятия и т. д.), проявляется применение права в собственном смысле слова.

 

116 акты применения норм права: понятие виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

  1. они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
  2. правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
  3. акты применения права носят индивидуальный характер;
  4. правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

  1. на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
  2. акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

  1. акты представительных органов;2акты исполнительных органов;3акты правоохранительных органов;4акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);5акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

  1. акты-регламентаторы;2правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

  1. акты конституционно-правовые;2акты административно-правовые;3акты уголовно-правовые;4акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

  1. на регулятивные;2охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

  1. на принятые коллегиально;2принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

  1. запрещающие;2обязывающие;3управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

  1. на основные;2вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают:

акты однократного действия (наложение штрафа);2длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и 

 

117 пробелы в праве: понятие и  способы их устранения и преодоления

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1)  аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай

2)  аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай

Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов.

Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости

 

118 Юр коллизии и способы их  разрешения

Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. 
Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы: 
1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами. 
2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества. К такого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов. 
3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения. 
4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"