Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное правосудие".
Функции конституционных судов, которые
реализуются через их полномочия, можно
назвать юрисдикционными(
К основным функциям конституционных судов следует отнести:
· толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия конституционного суда, что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции {казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;
• конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;
• защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормоконтроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;
• разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.
Дополнительными (неосновными) функциями конституционных
судов можно считать:
• содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;
• реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;
• дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;
• осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.
Дополнительные функции конституционных судов связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном процессе. Признание конституционным судом закона или отдельного его положения не соответствующим конституции означает утрату им юридической силы, устранение его из правового пространства. Наряду с этим конституционные суды, как правило, дают рекомендации по новому законодательному регулированию, указывая на характер, предмет, содержание такого регулирования (не подменяя законодателя в окончательном выборе того или иного варианта содержания новой правовой нормы). Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве
его критериев, параметров, своеобразных
8. Предмет и система курса “Конституционное правосудие. Судебно- конституционное право и процесс
9. Причины
изучения курса “
Значимость и актуальность изучения настоящего курса в профессиональной подготовке юриста определяется следующими причинами:
1) в России уже более пятнадцати
лет (с 1991г.) функционирует новый
вид судебного органа –
2) происходит децентрализация
3) судебное судопроизводство
4) возрастает роль постановлений
Конституционного Суда РФ как
важнейших источников не
Цель настоящего курса состоит в уяснении студентами особенностей конституционного судопроизводства – как самостоятельного вида судопроизводства в правовом государстве.
Задачами дисциплины являются:
- формирование у будущих
- получение знаний о месте
и роли постановлений
- изучение содержания правовых
позиций по официальному
- уяснение компетенции и
10. Система источников судебно- конституционного права и процесса
Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.
В юридической литературе выделяются следующие виды источников судебного конституционного права: Конституция РФ, содержащие нормы конституционного права федеральные законы, подзаконных актов (актов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), акты Федерального Собрания, международные и внутригосударственные договора, акты субъектов РФ.
Базисным источником современного судебного конституционного права - выступает Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения.
Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.
К особым свойствам Конституции РФ, то есть качественным характеристикам, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства, относят:
- верховенство; - высшую юридическую
силу; - прямое действие Конституции
РФ; - действие Конституции РФ
на всей территории страны; - Конституция
РФ выступает в качестве базы,
основы правовой системы
Следующим источником, а точнее группой источников являются международные договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К источникам судебного конституционного права относят федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ).
Далее следует назвать Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ в ред. от 02.06.2009 "О Конституционном Суде Российской Федерации". Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.
Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниками конституционного судебного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Акты Президента РФ можно отнести к источникам судебного конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения, например, Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
Среди источников конституционного судебного процессуального права необходимо назвать:
-Конституцию РФ,
-федеральные конституционные
-федеральные законы,
- конституции и уставы
11. Сравнительный
анализ содержания Закона
Закона РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР»
Учреждается Конституционный Суд РСФСР. В соответствии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти.
Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики применения законодательства РСФСР на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд избирается в составе 15 судей Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР на неограниченный срок.
Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РСФСР для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
12. Регламент
Конституционного Суда
Настоящий Регламент на основе Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями) регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).
Урегулированы общие вопросы внутренней деятельности КС РФ, а также касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения их полномочий, вручения им госнаград и иных знаков отличия.
В 2010 г. в Закон о КС РФ были внесены поправки. В новом регламенте учтены данные изменения. Так, исключены нормы, регулировавшие комплектование палат, организацию их работы, рассмотрение дел в их заседаниях.
Кроме того, установлен порядок разрешения дел без проведения слушания в заседании КС РФ.
Такие дела выносятся судьями-докладчиками в заседание по мере готовности, но не позднее чем через 2 месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений. Они проводятся по мере необходимости, но не ранее истечения 20 дней с момента получения заявителем (его представителем) отзывов органов, акты которых оспариваются, с предложением представить в КС РФ пояснения (возражения) по ним.
К заседанию по разрешению дела без проведения слушания судья-докладчик готовит материалы к проекту решения.
13. Общепризнанные
принципы и нормы
Под общепризнанными принципами международного
права следует понимать основополагающие
императивные нормы международного права,
принимаемые и признаваемые международным
сообществом государств в целом, отклонение
от которых недопустимо.
Под общепризнанной нормой международного
права следует понимать правило поведения,
принимаемое и признаваемое международным
сообществом государств в целом в качестве
юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм
международного права может раскрываться
в документах Организации Объединенных
наций и ее специализированных учреждений-
*( источник № 110).
Во-вторых, международные договоры Российской
Федерации, являющиеся составной частью
ее правовой системы.
Международным договором признается международное
соглашение, заключенное Российской Федерацией
с иностранным государством (или государствами)
либо с международной организацией в письменной
форме и регулируемое международным правом,
незавᴎϲимо от того, содержится
такое соглашение в одном документе или
нескольких связанных между собой документах,
а также незавᴎϲимо от его конкретного
наименования- *( источник № 111). Международные
договоры являются одним из важнейших
средств развития международного сотрудничества,
способствуют расширению международных
связей с участием государственных и негосударственных
организаций, в том числе с участием субъектов
национального права, включая физических
лиц.
Международные договоры Российской Федерации
могут заключаться от имени Российской
Федерации (межгосударственные договоры)-
*( источник № 112), от имени Правительства
Российской Федерации (межправительственные
договоры)- *( источник № 113) и от имени федеральных
органов исполнительной власти (межведомственные
договоры)- *( источник № 114).
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное правосудие"