Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное правосудие".
К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.
14. Использование решений Европейского Суда по правам человека в практике Конституционного Суда РФ
15. Конституционный Суд Российской Федерации: этапы развития, место в системе органов государственной власти.
16.Основные
полномочия Конституционного
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).
17. Дополнительные
полномочия Конституционного
Дополнительные (помимо установленных Конституцией) полномочия
Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе, правовых последствиях его решений.
ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:
– итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;
– определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;
– решения по вопросам организации деятельности1.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции – подтвердить или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
18. Разграничение
полномочий конституционных
Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации самостоятельны и независимы в пределах их полномочий, очерченных соответствующими кон¬ституциями, уставами и законами. Принимая решения, феде¬ральныйКонституционный Суд действует с позиций Конститу¬ции РФ, а конституционные (уставные) суды руководствуются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конститу¬ции РФ. Тем самым они ограничены компетенцией друг друга:
• Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (например, проверять конституционность актов, принятых по вопросам исключительной компетенции субъекта,что получило подтверждение в ч. 2 ст. 85 ФКЗ);
• конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не вправе вторгаться в юрисдикцию федерального Конституци¬онного Суда РФ и рассматривать подведомственные ему дела.
При рассм дел находящихся в совместном введении варианты разграни¬чения полномочий Конституционного Суда РФ и конституци¬онных (уставных) судов
• заявитель по своему усмотрению направляет запросы в Конституционный Суд РФ или конституционный (уставный) суд о проверке конституционности законов или нормативных актов субъекта Федерации;
Федеральное законодательство о полномочиях судов общей и арбитражной юрисдикции должно быть скорректировано с учетом компетенции конституционных (уставных) судов.
Общие суды призваны уступать конституционным (устав¬ным) судам свою компетенцию по публично-правовым делам в той мере, в какой она закрепляется законом субъекта Федера¬ции за конституционными (уставными) судами. В части пред¬метов ведения конституционных (уставных) судов данный за¬кон должен быть согласован с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (ч. 1 ст. 27) и другими федераль¬ными законами. При этом должна быть исключена правовая ситуация, когда какие-либо акты, действия или решения пуб¬личного характера в случае их оспаривания оказались бы не¬подсудны конституционным (уставным) судам.
Во всяком случае суды общей
и арбитражной юрисдикции, действующие
на территории субъекта Федерации, не
вправе рассматривать дела о конституционности
законов, норматив¬ных правовых актов
органов государственной власти субъекта
Федерации и органов местного самоуправления,
давать толко¬вание конституции (уставу),
если законом субъекта Федерации они отнесены
к ведению конституционных (уставных)
судов. Суды общей и арбитражной юрисдикции
вправе отменять неза¬конные правоприменительные
решения, признавать недейст¬вующиминормативно-
Решение конституционного или уставного суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27 названно¬го Федерального конституционного закона). Это положение означает, что суд общей и арбитражной юрисдикции не наде¬лен полномочиями, позволяющими ему преодолевать решения конституционного (уставного) суда, и при вынесении своих ре¬шений должен исходить из правовой позиции конституционно¬го (уставного) суда по поводу конституционности нормативно¬го акта, данного им толкования конституции или устава субъ¬екта Федерации.
Суды общей и арбитражной юрисдикции направляют в кон¬ституционные (уставные) суды запросы о проверке конститу¬ционности законов субъектов Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.
Конституционные (уставные) суды воздерживаются от уста¬новления фактических обстоятельств дела в тех случаях, когда это входит в юрисдикцию других судов.
19. Конституционно-правовая ответственность: понятие, основания, субъекты.
Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Как и любая другая юридическая ответственность,
конституционно-правовая возникает вследствие
совершения субъектом правоотношения
виновного правонарушения.Правонарушение
Как и любая другая юридическая ответственность,
конституционно-правовая возникает вследствие
совершения субъектом правоотношения
виновного правонарушения.Правонарушение
20. Понятие
и классификация
конституционной санкции (меры, формы) - это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами.
Главным основанием для классификации санкций должны быть названы те их существенные признаки, которые были выделены: неблагоприятные последствия и характер или способ законодательного принуждения к нарушителям конституционного законодательства. Другими словами цели и последствия санкций - это основные критерии их классификации. Они делятся на четыре вида:
-правовосстановительные санкции (признание неконституционным федерального закона и др.).
-предупредительные санкции (письменное
предупреждение органов
-меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя (досрочные выборы, отрешение от должности Президента, лишение гражданства и др.), т.е. карательные санкции.
-санкции пресечения (введение чрезвычайного положения, приостановление действия акта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вето Президента Российской Федерации).
Итак, предупредительными мерами конституционной ответственности являются следующие санкции:
-неудовлетворительная оценка
-письменное предупреждение
приостановление деятельности общественных объединений на основании заявления прокурора на срок 6 месяцев.
Карательные санкции (меры взыскания за конституционные правонарушения)
Итак, правовосстановительными конституционными санкциями являются следующие меры:
-принуждение к выполнению
-отмена незаконных правовых
актов (признание неконституционными
федеральных законов, нормативных
актов Президента, отмена Президентом
РФ Постановлений и
-обязанность государства
21. Самостоятельность
и независимость
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное правосудие"