Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

54.Право и  личность. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе, Правовой статус - комплексная категория, которая  отражает отношения личности, общества и государства. 
Структура правового статуса Личности состоит из четырех элементов. 
1. Права и обязанности. 
Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. 
Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. 
2. Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести. 
3. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправдан¬ные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть Все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм. 
4. Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица 
претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения 
противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего 
исполнения юридических обязанностей. 
Принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основными в теории различают статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством. 
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства. 
Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, депутатов, участников войны и т.д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. 
Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами. 
Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

55.Основные права  и свободы человека и гражданина: понятие, классификация.  Гарантии  прав и свобод личности: понятие  и виды.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном правеизвестнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Классификация. Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с  примерно равными основаниями могут  быть отнесены к разным видам и  должны охватывать друг друга. Права  и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные

Являются правами  каждого, и хотя часто именуются  гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Право на жизнь

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на достоинство личности

Право на неприкосновенность частной жизни

Право на неприкосновенность жилища

Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

Право на национальную и культурную самоидентификацию

Свобода совести и свобода мысли

Свобода передвижения и выбора местожительства;

Свобода выбора национальности и языка общения

Право на судебную защиту

Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

Право на имя

Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[5])

Политические

Политические  права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических  и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью  к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода распространения информации)

Право на информацию (доступ к информации)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Право на объединение (свобода союзов)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Право на участие в отправлении правосудия

Социально-экономические

Это возможности  личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

Право на частную собственность

Трудовые права (право на труд и свободу труда)

Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

Право на социальное обеспечение

Право на жилище

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на справедливое взимание налогов

Право на восьмичасовой  рабочий день, на справедливые условия  труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Культурные

Культурные права  обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Право на образование

Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

Право на участие в культурной жизни

Академические свободы

Право на благоприятную окружающую среду

Понятие гарантий 
В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и особенно ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.

То есть под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Первая группа гарантий - условия - направлена на создание благоприятной обстановки для пользования  основными правами и свободами.

56.Возникновение  идеи правового государства и  современное ее понимание. Принципы  правового государства, их характеристика.

Возникновение идеи правового государства и  современное ее понимание. Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство держится на богатстве определенных слоёв общества, на использовании чужого труда и др. Так, например, Т. Мор считал, что при частной собственности не возможно говорить ни о какой справедливости ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости. Теория правового государства прослеживается еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Китая и т.д. Пифагор считал наихудшим для всех злом беззаконие, анархию, а высшей добродетелью соблюдение законов. Платон полагал что, там где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства. Наихудшим устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аристотель считал, что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой либо форме государства. Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой. Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных согласием в вопросах права. Права, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости, что права человека принадлежат ему по природе. Он сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все граждане, что все люди равны. Рабы являются такими же людьми, с ними следует обращаться как с равными. В 17 - 20 ом веках развивались идей правового государства. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти для предотвращения узурпации. Приоритет отдавался законодательной власти, исполнительная и судебная оказывают на неё активное воздействие. Народ может предотвратить тиранию, обладая суверенитетом. Монтескье довёл до логического завершения теорию разделения властей. Путём сдерживании и противовесов можно добиться стабильности. Кант предлагал идею господства права в государстве. Если государство откланяется от этого принципа, то оно рискует потерять доверие граждан. Идеи правового государства нашли отражение в работах современных юристов, политологов и социологов и закреплены в современных конституциях. В условиях плюрализма по - разному воспринимаются идеи правового государства, но основные положения всегда отражают общечеловеческие ценности и интересы.

Принципы правового  государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57.Соотношение  общества и государства. Гражданское  общество: понятие, структура, признаки.

Общество и  государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства  и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке. 
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское  общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Признаки.

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитая демократия;

правовая защищённость граждан;

определённый  уровень гражданской культуры;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп  людей;

свободно формирующиеся  общественные мнения и плюрализм;

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское  общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной  самодеятельности граждан;

2) в добровольных  объединениях граждан в разнообразные  негосударственные организации;

3) в развитии  негосударственных общественных  отношений – семейных, экономических,  политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и других.

Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных  интересов и потребностей членов общества.

главные принципы формирования гражданского общества:

1. Основополагающим  началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности  при определении общества как  гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.

Первый уровень межличностных отношений в гражданском обществе связан с удовлетворением базовых (первичных) потребностей в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающих жизнедеятельность индивидов; они удовлетворяются благодаря производственным отношениям.[47] Эти потребности реализуются через такие общественные институты как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации (например, частные предприятия, акционерные общества, потребительские ассоциации, профессиональные объединения врачей, преподавателей, строителей и др.).

Второй уровень межличностных отношений связан с потребностями в продолжении жизни, поддержании здоровья, воспитании детей, духовно-культурном совершенствовании, религиозной вере, информации, общении и т. д. Они образуют комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные формы взаимодействий. Потребности этого уровня реализуются через такие институты, как семья, церковь, образовательные, научные учреждения, творческие, спортивные союзы, СМИ, учреждения культуры и др.

Высший, третий уровень межличностных отношений связан с политическим участием, с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Данный уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью политических партий, движений, групп интересов, групп давления и т. д.

Современное гражданское общество различных стран мира состоит из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность.[48] Гражданское общество включает добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные объединения, религиозные, общественные организации и союзы, которые отражают разнообразные социальные, групповые интересы. Эти организации и объединения имеют собственные механизмы саморегуляции и самоуправления, позволяющие им функционировать без вмешательства государства. Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, так как только свободный человек может созидать, экспериментировать, творить.

Рассматривая  структуру гражданского общества, выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную.

58.Система регулирования  в обществе: индивидуальный и  нормативный уровень. Норма как   мера сущего и должного.

Общество –  это сложный организм, целая система  самых разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании. Для этих целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов. Социальные нормы отличаются друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Социальным нормам присущи следующие признаки. Они являются общими правилами, то есть они определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения общества. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей Они регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

В системе социального  регулирования праву отводится  основное место в силу тех качеств, которыми оно обладает. Право отличается от других социальных регуляторов (обычаев, норм морали, корпоративных, религиозных норм и норм права) по своей связи с государством: формируется, создаётся государством и им же обеспечивается соблюдение права.

Прежде всего, выделим и рассмотрим те регуляторы, которые можно обозначить как  нормативные, и те, которые имеют ненормативный характер, но тем не менее также осуществляют социальное регулирование.

К нормативным  относятся те регуляторы, которые  устанавливают конкретные, четкие рамки  для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е.  норму. Они характеризуются неперсонифицированпостью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Нормативная система  хотя и важнейшая, однако не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики можно видеть как при обособленном анализе, так, главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную.

К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

60.Единство и   классификация  социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические и корпоративные и иные нормы.  Общее и особенное  в праве и иных  социальных нормах.

Социальная норма  это - правило социально - значимого  поведения членов общества. Целостная  динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Данная система отражает определённую ступень экономического, социально - политического и духовного развития общества, качество жизни людей, национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражает и конкретизируют действия объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов вызванных естественно - исторической необходимостью. Объективный характер этих законов даёт возможность научного познания и использование их в социальной деятельности. Социальные нормы действуют во взаимосвязи друг с другом. В подходах к классификации социальных норм применяются основные и дополнительные критерии. Учитывается сфера действия норм, качество правил поведения, стимул и гарантии, способ осознания и регулирования, санкции. Отсюда выделяются виды социальных норм: 1) Экономические, которые регулируют развитие производства, распределение, отношения между собственниками и производителями, деятельность банков, бирж, налоговую систему. Государство защищает свободное предпринимательство, регулирует экономику с помощью налогов, кредитов, инвестиций. 2) Политические нормы регулируют отношения социальных групп и классов национальные взаимоотношения, отношения граждан к государственной власти. Политические нормы выражаются в декларациях, манифестах, в политических партиях и движениях, конституциях. Политические нормы, выраженные в государственных юридических актах, приобретают силу закона. 3) Существуют корпоративные нормы, которые устанавливают отдельные организации, учреждения, коллективы и регулируют взаимоотношения в нутрии этих групп. 4) Социальные нормы существуют в виде обычая, то есть правила утвердившегося в общественной практике. Они имеют нравственный характер. 5) Традиции - это сложившиеся способы поведения людей, предающиеся из поколения в поколение. 6) Обряд определённый характер действий или поступков. 7) Религиозные нормы предполагают правила поведения сложившихся в соответствии с духовными потребностями под воздействием религиозных чувств. 8) Этикет тоже выступает видом социальной нормы и регулирует правило поведения человека, формы общения, манеру и одежду и т.д. 9) Нормы морали определяются сложившимися понятиями о добре и зле. 10) Существуют санкционированные государством нормы, которые основаны на нормах права. 11) Общечеловеческие социальные нормы выражают интересы, свойственные всему мировому сообществу.


 

59.Социальные  и технические  нормы, их  понятие, особенности и взаимосвязь.  Технико-юридические нормы. Их  роль и место в правовом  регулировании. Юридическая природа   стандартов.

Действующие в  обществе нормы принято делить на социальные и технические.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие  виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация  делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие  особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид  норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических  норм:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и  технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как  определенные технические нормы  касаются существенных интересов некоторых  социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

 Технико-юридические  нормы

Существует некоторая  группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма – это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая.

Роль и место технико-юридич норм в правовом регулировании

Существует некоторая  группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление  в законодательстве (т.е. в системе  соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма –  это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

61. Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Право является системой общеобязательных, формально  определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и  «зло», через которые оцениваются  другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между  правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права  и морали заключается в следующем:

право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая  состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

право и мораль служат общей цели – совершенствованию  и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения  и возвышения достоинства человека;

право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной  воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

правовые и  моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

право обязывает  соблюдать законы, к тому же стремится  и мораль; взаимодействие права и  морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого  присущие им методы;правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

мораль выступает  в качестве ценностного критерия права.

Нравственные  нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также  они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Противоречие  между правом и моралью может  выражаться:

1) в несовпадении  интересов общества и государства;

2) в различных  методах регулирования;

3) в разнице  критериев оценки поведения;

4) в расхождении  между правом и моралью вследствие  развития общественной жизни  и государства;

5) в неравномерном  развитии норм морали и норм  права и т.д.

Эти  противоречия  преодолеваются  как  путем   выработки   новых

нравственных  принципов  и  норм  в  ходе  развития  общества,  так  и  путем внесения корректив в действующее законодательство.


 

62. Правосознание  — это одна из форм общественного  сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполити-зации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Влияние правосознания  на организацию общественной жизни  достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Виды:Индивидуальное — личное отношение человека к  праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое —  отношение к праву различных  мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое —  правосознание обширных масс людей.

Общественное  — отношение к праву всего  общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все  время существования человечества).

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная  роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию  доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания  проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Функции: Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция  вызывает определенное эмоциональное  отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в  формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

63. Роль правосознания  в правотворчестве выражается  прежде всего в том, что правотворческие  решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания. При этом надо помнить, что законодатель - субъект коллективный, поэтому индивидуальное правосознание субъектов правотворческой деятельности, несомненно, сказывается на оформлении общей воли законодателя. В процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание, т.к. без него невозможно создать качественные законодательные новации. Роль профессионального правосознания также не следует преуменьшать, т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке проектов нормативных актов, помогут обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям, связь права с общественной жизнью и юридической практикой. Профессиональное правосознание в процессе подготовки правотворческих решений поможет избежать пробелов в праве, недооценки процедурных и правореализационных моментов.

В процессе реализации права уровень правосознания  субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием. Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм применительно к конкретной жизненной ситуации, т.е. их деятельность влечет юридические последствия. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемые юридических решений. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.


 

 

 

 

 

 

64. Правовой культурой  считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с  данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура  общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура  личности – это культура отдельного  члена общества, человека;

3) правовая культура  социальной группы – это специфичная  культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе  с этим и понимание права;

2) отношение  человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового  поведения – юридически значимого  поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной  связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие  черты: 1) знание, почитание права  и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

65. Правовым нигилизмом  называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения  правового нигилизма считают:

1) деспотичный  характер государственной власти;

2) особенность  исторического развития государства;

3) использование  репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных  методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие  в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный  период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное  развитие судебной и правоохранительной  деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение  и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в  государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение  другими видами нигилизма (в  частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение  нигилизма с разными формами  протеста;

6) распространение  нигилизма в средствах массовой  информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное  и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение  и нарушение правовых норм;

3) распространение  в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая  «война законов»: создание системы  правовых актов, которая является  параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения  прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение  авторитета судебных и правоохранительных  органов.

Существуют следующие  основные направления по борьбе с  правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление  правового порядка в государстве;

6) повышение  авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства  являются базой для использования  специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится  прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития.

Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"