Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

66. Норма права  — это общеобязательное, формально  определённое предписание, зафиксированное  (закрепленное) государством, обеспеченное  ресурсами и возможностями государственного  аппарата, закрепляющее права, гарантии, обязанности и ответственность участников правоотношений и являющееся критерием субъективной оценки поведения субъекта, как правомерного, так и неправомерного. Норма права - это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Правовые нормы  имеют следующие признаки:

Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в  отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила  поведения.

Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный  характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для  всех, кому они адресованы.

Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются  или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

Системность. Нормы  права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Нормы права  носят предоставительно-обязывающий  характер: когда в развитии общественных отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения (работник имеет право на ежегодный отпуск, автор имеет право на неприкосновенность созданного им произведения) и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный отпуск; при использовании произведения запрещается без согласия автора вносить в это произведение изменения).

Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант.

67. Структура  нормы права — совокупность  составляющих ее элементов, обеспечивающих  функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:

при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

какие конкретно  права и обязанности имеет  субъект при данных условиях (диспозиция);

какие санкции  устанавливает государство в  случае невыполнения предписаний нормы  права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».

Гипотеза —  указывает на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:

простые — ставят применение нормы права в зависимость  от одного определенного условия;

сложные — ставят применение нормы права в зависимость  от двух и более условий;

альтернативные  — связывают действие нормы права  с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.

Диспозиция —  содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила  поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

бланкетные —  отсылают к правилу поведения, содержащемуся  в другом акте.

Санкция — называет те неблагоприятные, которые могут  наступить для нарушителей нормы  права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:

абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП);

альтернативные  — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

кумулятивные  — допускают или прямо обязывают  применить к правонарушителю  наряду с основной мерой наказания  еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

68. Позитивное  обязывание - это способ правового регулирования,  выражающийся в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, характеризующийся своего рода новым обременением: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или же совершили, но путем, отличным от конкретизируемого в обязывающей норме. Норма права - относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.

Два наиболее существенных момента здесь нужно приять во внимание.

 Первое. В  содержании  права с  самого  его возникновения  неизменно   присутствует  обширный  пласт   позитивных  обязываний.  И на  современном этапе  развития общества право вне этого пласта  позитивных обязываний  не существует и существовать  не может.  Тем не  менее позитивные обязывания в принципе свойственны не столько праву,  сколько деятельности властвующих органов, т. е. государству.

 Абстрактно  рассуждая, они  могут существовать  независим от                      юридического регулирования. Они и практически в  ряде случаев могут проявляться  помимо правовых  норм. Даже  когда    позитивные обязывания  выступают в  правовой форме,  они в  силу своей природы должны быть  по главным  своим характеристикам отнесены “на счет” государства .                                    

 Второе. Позитивные  обязывания  по  своим  юридическим   особенностям характеризуются теми  чертами, которые  свойственны  юридическим  обязанностям  вообще  - принципиальной  однозначностью, императивной  категоричностью, непререкаемостью, обеспечением  действенными   юридическими  механизмами. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что  позитивные обязывания довольно   существенно  отличаются  от  рассматриваемых в  единстве дозволений  и запретов.

В отличие от ограниченной меры дозволений и широких запретов, диктуемых уравниловкой, правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы.

В общем виде — вопреки распространенным представлениям — логика и механизм правовой регуляции таковы, что для выражения большей меры правовой свободы необходимо в качестве метода (способа, порядка, режима) правовой регуляции использовать правовой запрет, а для выражения меньшей меры свободы — правовое дозволение (разрешение). Отсюда, кстати, хорошо видно, почему при уравниловке исходным и определяющим методом регуляции является дозволение, а вторичным и обусловленным (хотя и широко используемым) — запрет

. Дело в том,  что вообще при дозволительном (разрешительном) порядке и методе регуляции прямо и непосредственно, жестко и конкретно официальной властью устанавливаются строго определенные содержание и объем дозволенного. Цель такой регуляции — отбор и допущение чего-то из сферы уже заранее данного в качестве положительного и регламентация его, а не признание и гарантирование необходимого простора для творчества, прогресса, движения к новому, еще неизвестному. Поскольку при дозволительном порядке регуляции все, прямо не разрешенное, запрещено, новое в принципе находится под запретом как нечто негативное.

Статья законодательного акта - внешняя форма выражения  права, средство воплощения нормы права.

Соотношение нормы  правки статьи нормативно-правового  акта предполагает, что:

- все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;

- в одной статье  нормативного акта могут быть  изложены несколько правовых норм;

- элементы нормы  права изложены в нескольких  статьях одного и того же нормативного акта;

- элементы нормы  права изложены в нескольких  статьях различных нормативных актов.

Способы изложения  правовых норм в статьях НПА:

1)  прямой  — статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента;

2)  отсылочный  — статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы;

3)  бланкетный  — в статье акта устанавливается  ответственность за нарушение  определенных правил, а правила, которые нарушены, в статье не изложены — они содержатся в другом акте, отсылка не дается.

В зависимости  от уровня нормативной обобщенности выделяют:

-    абстрактный  способ — норма моделирует  те или иные действия в виде абстрактного понятия (Статья 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии);

-    казуистический  способ — моделируемые действия  излагает путем перечисления  их индивидуальных признаков.


 

69. Правовые нормы  различают по:

1. Отраслевой  принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),

2. выполняемой  функции в правовом регулировании

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение  и всегда содержат санкции, применяемые  к правонарушителям);

3. Уровню правового  регулирования

а) нормы материального  права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального  права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

4. Характеру  диспозиции

а) управомочивающие (указывают на возможность совершать  определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать  определенные действия),

в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления  диспозиции

а) императивные (правило поведения устанавливается государством);

б) диспозитивные (установленное государством правило  поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

6. Предназначению  в правотворчестве

а) первичные;

б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

7. Действию в  пространстве

а) общие (общегосударственные);

б) местные;

в) региональные;

г) локальные;

8. Действию во  времени

а) постоянные;

б) временные;

9. Действию по  кругу лиц

а) общие (распространяются на все население страны);

б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);

в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической  силе

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных  актов.

Среди разнообразных  делений норм права на виды исходное и определяющее значение имеют те, которые выражают существенные особенности права как социально-классового институционного нормативного регулятора общественных отношений, рассматриваемого с широких философских (общесоциологических) позиций.

Подразделение юридических норм на виды хотя и  относится к микроструктуре права, но характеризует более высокий уровень строения права. Поэтому здесь, при рассмотрении видов юридических норм, с большей отчетливостью проявляется зависимость структуры права от социально-юридических особенностей правового регулирования, в которых выражаются специфические закономерности права.

Четыре фактора  оказывают наиболее существенное влияние  на деление юридических норм:

а) функции права;

б) специализация  права;

в) способы правового регулирования;

г) индивидуальное регулирование общественных отношений.

Наиболее важное место среди этих факторов принадлежит  функциям права и его специализации. Деление норм в соответствии с  функциями и специализацией права  образует общую классификацию.

Надо заметить, что предметом классификации  являются первичные, реальные, живые нормы-предписания.

Логические же нормы, как правило, вообще не подразделяются на какие-либо виды (разве только по сфере действия и юридической  силе). Они отражают первичные связи в правовой материи, причем так, что каждая из этих норм выступает как бы правом в миниатюре, и следовательно, все они в принципе представляют собой равновеликие, юридически однозначные величины.

70. Нормативно-правовой  акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-пр



Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"