Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
66. Норма права
— это общеобязательное, формально
определённое предписание, Правовые нормы имеют следующие признаки: Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Связь с государством.
Правовые нормы устанавливаются
или санкционируются Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу. Нормы права
носят предоставительно- Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант. |
67. Структура
нормы права — совокупность
составляющих ее элементов, при каких условиях она должна действовать (гипотеза); какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция); какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция). Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе». Гипотеза — указывает на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез: простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Диспозиция — содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения: абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»); относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки) бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте. Санкция — называет
те неблагоприятные, которые могут
наступить для нарушителей абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя; относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП); альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них; кумулятивные
— допускают или прямо |
68. Позитивное обязывание - это способ правового регулирования, выражающийся в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, характеризующийся своего рода новым обременением: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или же совершили, но путем, отличным от конкретизируемого в обязывающей норме. Норма права - относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию. Два наиболее существенных момента здесь нужно приять во внимание. Первое. В содержании права с самого его возникновения неизменно присутствует обширный пласт позитивных обязываний. И на современном этапе развития общества право вне этого пласта позитивных обязываний не существует и существовать не может. Тем не менее позитивные обязывания в принципе свойственны не столько праву, сколько деятельности властвующих органов, т. е. государству. Абстрактно
рассуждая, они могут Второе. Позитивные
обязывания по своим юридическим
особенностям характеризуются В отличие от ограниченной меры дозволений и широких запретов, диктуемых уравниловкой, правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы. В общем виде — вопреки распространенным представлениям — логика и механизм правовой регуляции таковы, что для выражения большей меры правовой свободы необходимо в качестве метода (способа, порядка, режима) правовой регуляции использовать правовой запрет, а для выражения меньшей меры свободы — правовое дозволение (разрешение). Отсюда, кстати, хорошо видно, почему при уравниловке исходным и определяющим методом регуляции является дозволение, а вторичным и обусловленным (хотя и широко используемым) — запрет |
. Дело в том, что вообще при дозволительном (разрешительном) порядке и методе регуляции прямо и непосредственно, жестко и конкретно официальной властью устанавливаются строго определенные содержание и объем дозволенного. Цель такой регуляции — отбор и допущение чего-то из сферы уже заранее данного в качестве положительного и регламентация его, а не признание и гарантирование необходимого простора для творчества, прогресса, движения к новому, еще неизвестному. Поскольку при дозволительном порядке регуляции все, прямо не разрешенное, запрещено, новое в принципе находится под запретом как нечто негативное. Статья законодательного акта - внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: - все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта; - в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм; - элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; - элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. Способы изложения правовых норм в статьях НПА: 1) прямой — статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента; 2) отсылочный — статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы; 3) бланкетный
— в статье акта В зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют: - абстрактный способ — норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия (Статья 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии); - казуистический
способ — моделируемые |
69. Правовые нормы различают по: 1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права), 2. выполняемой функции в правовом регулировании а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений); б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям); 3. Уровню правового регулирования а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников); б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права); 4. Характеру диспозиции а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия); б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия), в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий); 5. Способу установления диспозиции а) императивные
(правило поведения б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила); 6. Предназначению в правотворчестве а) первичные; б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные), 7. Действию в пространстве а) общие (общегосударственные); б) местные; в) региональные; г) локальные; 8. Действию во времени а) постоянные; б) временные; 9. Действию по кругу лиц а) общие (распространяются на все население страны); б) специальные (распространяются на определенный круг лиц); в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных); 10. Юридической силе а) нормы законов; б) нормы подзаконных актов. |
Среди разнообразных делений норм права на виды исходное и определяющее значение имеют те, которые выражают существенные особенности права как социально-классового институционного нормативного регулятора общественных отношений, рассматриваемого с широких философских (общесоциологических) позиций. Подразделение юридических норм на виды хотя и относится к микроструктуре права, но характеризует более высокий уровень строения права. Поэтому здесь, при рассмотрении видов юридических норм, с большей отчетливостью проявляется зависимость структуры права от социально-юридических особенностей правового регулирования, в которых выражаются специфические закономерности права. Четыре фактора оказывают наиболее существенное влияние на деление юридических норм: а) функции права; б) специализация права; в) способы правового регулирования; г) индивидуальное регулирование общественных отношений. Наиболее важное место среди этих факторов принадлежит функциям права и его специализации. Деление норм в соответствии с функциями и специализацией права образует общую классификацию. Надо заметить, что предметом классификации являются первичные, реальные, живые нормы-предписания. Логические же нормы, как правило, вообще не подразделяются на какие-либо виды (разве только по сфере действия и юридической силе). Они отражают первичные связи в правовой материи, причем так, что каждая из этих норм выступает как бы правом в миниатюре, и следовательно, все они в принципе представляют собой равновеликие, юридически однозначные величины. |
70. Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Нормативно-пр |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"