Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 339.43 Кб (Скачать файл)

  Конституция устанавливает общие  принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями  являются положения главы 1 Основного  Закона: "Основы конституционного  строя" и прежде всего статьи 1, 2, 7, 15. Глава 2 "Права и свободы  человека и гражданина" закрепляет  целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное  осуществление его прав.

  К числу важнейших конституционных  гарантий относятся: принцип разделения  властей (ст. 10), обеспечивающий политическую  свободу личности; обязанность государства  защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность  судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать  свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст. 48); принцип презумпции  невиновности (ст. 49); право обвиняемого  в совершении преступления на  рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных федеральным  законом (ч. 2 ст. 47); право на защиту  потерпевших от преступлений  и злоупотреблений властью, обеспечение  им доступа к правосудию и  компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право каждого на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

  Права и свободы человека и  гражданина определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  властей, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Это непосредственно действующие  права.

Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.

  Международные механизмы гарантий  прав личности - это меры, направляемые  мировым сообществом на обеспечение  и защиту прав человека и  гражданина. Эти меры включают  культурные, политические, организационные  и правовые средства международного  характера. Политико-правовая система  международных гарантий прав  человека, в частности, включает: систему  международных пактов и конвенций  по правам человека; Комиссию  по правам человека в рамках  ООН; Комитет по правам человека; Европейскую комиссию по правам  человека; Европейский суд по  правам человека и ряд других  механизмов, способных установить  международно-правовую ответственность  за ординарные нарушения прав  человека.

84.ПОНЯТИЕ  И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.

В юридической литературе существуют самые различные подходы к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.

  Во-первых, законность – это есть  соблюдение, исполнение правовых  норм всеми субъектами права. Во-вторых, это требование, принцип  соблюдения правовых норм. В-третьих, – метод государственного руководства  обществом. В-четвертых, – особый  правовой режим общественной  жизни. Можно сказать, что это  различные стороны законности, характеризующие  этот феномен общественной жизни. Различают также понятие законности  в узком смысле как соблюдение  законов органами государства  и должностными лицами.

  Различные подходы к пониманию  рассматриваемой юридической категории  обусловлены отсутствием в современной  юридической науке единой концепции  законности. Законность как специфический  социально-правовой феномен рассматривают  в рамках различных типов правопонимания. В большинстве случаев законность  в системе управления государством  определяется как специальное  правомочие, при помощи которого  устанавливаются пределы свободы  поведения субъектов правоотношений.

Можно говорить о различных уровнях законности:

индивидуальный уровень – законность конкретных актов, решений, документов;

групповой уровень – законность в деятельности отдельных социальных групп – субъектов общественных отношений;

региональный уровень – в том или ином регионе (городе, районе);

общесоциальный уровень – общества в целом.

Законность – это правовой режим общественной жизни, характеризующийся соответствием нормам права деятельности праводееспособных участников общественных отношений.

К основным принципам законности относятся:

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное юридическое значение;

верховенство правового закона;

обеспечение соответствия закона праву;

закрепление основных принципов права в основном законе государства (конституции);

единство законодательства;

равенство всех перед законом и судом;

возможность судебной защиты субъективных прав и свобод.

неотвратимость юридической ответственности.

85.ПОНЯТИЕ  И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Следует иметь в виду, что юридическая техника — это не чисто техническая, прикладная проблема. Средства юридической техники могут активно использоваться в политических интересах определенных социальных групп с целью искажения воли законодателя, достижения скрытно планируемого результата и т. д.

В литературе приводятся разные перечни задач, стоящих перед юридической техникой.

Среди таких задач называются и обеспечение ясности и доступности языка акта, и достижение его логической непротиворечивости как во внутренней структуре, так и в связи с другими актами, и предотвращение пробелов и коллизий. При этом нельзя забывать об основной задаче, стоящей перед юридической техникой, а именно задаче обеспечения однозначного и адекватного грамматического толкования вновь создаваемого правового акта в целом. Без решения этой наиболее общей задачи нельзя говорить о том, что достигнута цель перевода волеизъявления в документ, поскольку правотворец не может сознательно стремиться к невозможности буквального истолкования его воли.

86.ЮРИСДИКЦИОННЫЕ  ДОКУМЕНТЫ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ

Юрисдикционные документы - индивидуальные правовые акты, оформляющие применение правовых норм в конкретных жизненных ситуациях (гражданских, уголовных и арбитражных делах).

 Среди  них можно выделить несколько  групп:

1) документы-решения (постановления, определения, обвинительные заключения, приговоры, судебные решения), типовое содержание  которых состоит в фиксации  решения какого-либо процессуального  вопроса;

2) протоколы (показаний, осмотров, обысков  и т.д.), фиксирующих ход и результаты  процессуальных действий, осуществляемых  следователем, лицом, производящим  дознание, при расследовании уголовных  и гражданских дел, а также  арбитражным судом при разбирательстве  арбитражных дел;

3) документы-письма (кассационные жалобы, кассационные протесты, поручения, подписки, обязательства и др.), содержащие  обращения-призывы к принятию  решений или к каким-либо действиям.

87.СООТНОШЕНИЕ  ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ДЕМОКРАТИИ

Законность — это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

    • истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;
    • законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

88.ПРАВОВЫЕ  СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ  ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:

1) связаны с благоприятными условиями  для осуществления собственных  интересов личности, так как выражаются  в обещании либо предоставлении  ценностей, а иногда в отмене  либо снижении меры лишения  ценностей (например, отмена или  снижение меры наказания есть  стимул);

 

2) сообщают о расширении объема  возможностей, свободы, ибо формами  проявления правовых стимулов  выступают субъективные права, законные  интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную  правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной  активности;

5) направлены на упорядоченное  изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных  связей. В этих признаках заключается  их необходимость и социальная  ценность.

Виды правовых стимулов (в зависимости от):

элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

предмета правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

объема - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

содержания - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных  ценностей) для осуществления собственных  интересов субъекта, ибо направлены  на их сдерживание и одновременно  на удовлетворение интересов  противостоящей стороны и общественных  интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема  возможностей, свободы, а значит, и  прав личности, что достигается  с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную  правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной  активности;

5) направлены на защиту общественных  отношений, выполняют функцию их  охраны.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"