Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
10вопр Место
и роль государства в
Государство является центральным
элементом политической системы, т. к.
политическая система общества появляется
только вместе с государством, без государства
не может быть и политической системы.
Место и роль государства в политической
системе определяется рядом его черт и
признаков, которые ставят государство
в особое положение по сравнению с другими
субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение
в политической системе, таковы:
· Универсальность государственной власти.
Государство - это организация, которая
объединяет все общество в целом, универсальная
организация. Ни одна другая организация
не может конкурировать с государством
по сфере охвата масс.
· Государство обладает монополией на
государственное принуждение. Только
оно располагает армией, полицией и т.
д. Хотя определенными средствами воздействия
обладают и другие организации, эти средства
не являются столь действенными.
· Государство обладает монополией на
налоги и в руках государственной власти
сосредоточен бюджет.
· Государство обладает суверенитетом,
является его главным субъектом, основным
источником реализации политической власти.
· Государство обладает единством законодательных,
управленческих и контрольных функций,
это единственная полновластная организация
в масштабе всей страны.
Негосударственные организации такими
свойствами и функциями не обладают. Они
решают локальные по содержанию и объему
задачи в строго определенной сфере общественнополитической
жизни.
Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо,
- что государство лучше характеризовать
не столько как главное, сколько как особое
звено политической системы. Роль главного
звена, охватывающего своей организующей
и направляющей деятельностью активность
всех структурных элементов, выполняет
личность, в то время как особым звеном
является государство.
11вопр Понятие "гражданское общество" формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
При этом практически всеми учеными в качестве основной проводится идея человека.
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.
Структура гражданского общества:
1)негосударственные социально-
2)совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т. п.);
3)общественные объединения и организации;
4)политические партии и движения;
5) сфера воспитания и
негосударственного
6)система негосударственных средств массовой информации;
7)семья.
8)церковь и т. п.
Основными признаками гражданского общества являются:
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
самоуправляемость;
конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.
12вопр Общественные
13вопрФорма государственного правления: понятие и виды
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);
власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;
монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.
Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов:
абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;
в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии:
государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
правительство сформировывается внепарламентским путем;
жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
14вопр Соотношение типа и формы государства
Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятие "тип государства" будет использоваться с позиции формационного подхода, а "форма государства" по сути дела означает форму правления.
Tun государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
С одной стороны, государства каждого т
С другой стороны, государства определен
Например, сословно-представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
Таким образом, государства каждого
данного типа не могут
воплощаться в любые формы, тем более
в такие, которые явно противоречат их
содержанию и не соответствуют их экономической
основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство
Конкретная форма государства предопределя
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (тип государства).
15 Особенности
государственного устройства
Всякие перекосы здесь
достаточно опасны. Безмерное усиление
федеральной власти, неправомерность
ее действий в данной сфере — путь к централизму
и унитаризму. Результатом же безграничной
самостоятельности регионов могут стать
сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда
задача науки и практики — найти такую
форму государственного
устройства, при которой естественное
стремление регионов к самостоятельности
не будет создавать угрозу целостности
России. Первые шаги на этом пути уже сделаны
при подготовке и принятии Федеративного
договора и Конституции Российской Федерации.
Российское государство
— самобытная, уникальная федерация, построенная
на договорно-конституционном правовом
фундаменте. Механизмом регулирования
и самонастройки федеративных отношений
выступают двусторонние договоры между
органами федеральной власти и субъектами
Федерации (например, с Республикой Татарстан)
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Немало особенностей и проблем порождает
противоречивость двух изначально заложенных
в основу государственного
устройства РФ принципов: национально-территориального
(республики, автономная область, автономные
округа) и административно-
Необходимая децентрализация
и растущая самостоятельность регионов
уравновешиваются заложенными в Конституции
базовыми принципами, которые гарантируют:
незыблемость территориальной целостности
государства; равноправие членов Федерации
между собой и по отношению к федеральным
органам государственной власти
Конституция разграничила
предметы ведения и полномочия между органами государственной власт
Гармонизация федеральных
отношений требует гибкой политики межнационального
согласия. В этих целях разрабатывается
концепция государственной политики
России по предотвращению и урегулированию
межнациональных конфликтов, в основу
которой будет положен принцип приоритетности
мирных политических средств разрешения
возникающих противоречий.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"