Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что
применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм
права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает
исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.
21. Государственная власть - понятие, признаки
Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Государственная власть:
-является
властью публичной ( официально управляет
делами всего общества в целом)
и политической, т.е. она регулирует
отношения между большими и
малыми социальными группами
и, будучи относительно
-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;
-осуществляется
на постоянной основе
-обладает
монопольным правом применять
принуждение на территории
-обладает
монопольным правом
-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);
-издает нормативно-правовые акты.
22. Легитимность и легальность государственной власти
Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Три главных типа легитимности власти:
1)Традиционная
легитимность(Она обретается
2)Харизматическая легитимность.(Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.)
3)Рационально-правовая
(демократическая) легитимность. Ее
источником выступает
Легитимность власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции РФ. Так, п. 1 ст. 3«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов.
Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения
Нелегитимная власть признается узурпаторской(насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.)
Легальность (законность) власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий).
Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.
23. Методы осуществления
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: "а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами".
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
24. Понятие и классификация функций государства
Функции государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата.
Классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:
Внутренние функции государства (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования)
Внешние функции(оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка)
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
1)отражена
классовая и общечеловеческая
сущность государства, его социальное
назначение(обеспечение
2)В отличие
от многочисленных
3)С точки
зрения своего содержания и
структуры основная функция
неосновными функциями- составные структурные части основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
25. Формы и методы осуществления функций государства: понятия и виды.
ФОФГ – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Два
вида форм: правовые и организационные.
К правовым относят: 1) правотворческая
форма (разработка и принятие юр норм,
издание НПА), 2) правоисполнительная форма
(принятие мер по исполнению норм права,
издание индивидуальных актов применения
права. К организационным относят: 1) организационно-
Методы – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказания).
26.роль и
место судебной власти в
К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"