Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 339.43 Кб (Скачать файл)

    Правообеспечительная (правоохранительная)  функция состоит  в  том,  что

применение права обеспечивает соблюдение, исполнение  и  использование  норм

права.  Например,  вынесение  приговора  по  уголовному  делу  обусловливает

исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.

 

 

21. Государственная  власть - понятие, признаки

 

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

 

Государственная власть:

 

-является  властью публичной ( официально управляет  делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует  отношения между большими и  малыми социальными группами  и, будучи относительно обособлена  от общества (социально неоднородного  в лице классов, этносов, наций, национальных  меньшинств и т.п.), руководит им  в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

 

-является  суверенной властью, т.е. в сфере  государственных дел обладает  верховенством, самостоятельностью  и независимостью по отношению  к какой-либо иной власти как  внутри государства ,так и за  его пределами;

 

-осуществляется  на постоянной основе специальным  аппаратом власти (государственным  аппаратом);

 

-обладает  монопольным правом применять  принуждение на территории своего  действия (территории государства);

 

-обладает  монопольным правом налогообложения  определенных лиц, находящихся на  территории государства ( для формирования  бюджета - казны государства );

 

-распространяется  на всех лиц (физических, юридических),находящихся  на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

 

-издает нормативно-правовые  акты.

 

 

 

22. Легитимность и легальность государственной власти

 

Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Три главных типа легитимности власти:

1)Традиционная  легитимность(Она обретается благодаря  обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.) Традиционное господство характерно для монархий.

2)Харизматическая  легитимность.(Она основана на  вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.)

3)Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее  источником выступает рационально  понятый интерес, который побуждает  людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Легитимность власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции РФ. Так, п. 1 ст. 3«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов.

Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения

Нелегитимная власть признается узурпаторской(насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.)

Легальность (законность) власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий).

Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.

 

23. Методы осуществления государственной  власти 

 

 

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение.

 

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

 

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

 

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

 

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

 

 

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

 

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: "а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами".

 

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

 

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

24.  Понятие и классификация  функций государства

Функции  государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата.

Классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

  1. экономическая функция - направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;
  2. политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;
  3. социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;
  4. идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Внутренние функции государства (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования)

Внешние функции(оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка)

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

1)отражена  классовая и общечеловеческая  сущность государства, его социальное  назначение(обеспечение ремонта  и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность)

2)В отличие  от многочисленных государственных  функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для  этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее  образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и  т.д.), основные функции относятся  к деятельности государства в  целом, выполняются, хотя и в разной  мере, всеми или многими звеньями  государственного аппарата.

3)С точки  зрения своего содержания и  структуры основная функция носит  комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение  усилий государства на одном  из решающих, генеральных направлений  его внутренней или внешней  деятельности. Ее объектом является  широкий круг обладающих известным  сходством общественных отношений  в какой-то определенной большой  области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и  поддержания мирового порядка  и т.д.).

неосновными функциями- составные структурные части основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

 

25. Формы и методы осуществления функций государства: понятия и виды.

ФОФГ – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Два вида форм: правовые и организационные. К правовым относят: 1) правотворческая форма (разработка и принятие юр норм, издание НПА), 2) правоисполнительная форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права. К организационным относят: 1) организационно-регламентирующая форма (текущая работа структур по обеспечению функционирования органов государства), 2) организационно-хозяйственная форма – включает в себя оперативно-техническую работу, 3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Методы – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказания).

 

26.роль и  место судебной власти в современной  России

 

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"