Шпаргалка по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

25. Конституционные обязанности  человека и гражданина

К числу конституционных обязанностей граждан Российской Федерации относятся: защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости  от гражданства, все обязаны платить  законно установленные налоги и  сборы, обязаны сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны  заботиться о нетрудоспособных родителях.

В нормах Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность  личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным  и общественным интересам.

Основная обязанность всех субъектов  права - соблюдать Конституцию России и законы страны. Эту норму статьи 15 Конституции РФ следует понимать шире точного смысла. В ней речь идет не только о воздержании от запрещенных деяний (собственно соблюдение), но и совершение требуемых действий (исполнение). Кроме того, емкая конституционная  норма предполагает активную позицию  личности в форме использования  принадлежащих ей прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации  предусмотрена обязанность каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность  обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим  социальным фактором, так как современный  информационный мир не принимает  людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее  образование - слабая гарантия общественной востребованности человека.

Важной представляется обязанность  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность  беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства  обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата, на социальные выплаты и программы.

26. Конституционные гарантии  прав и свобод человека и  гражданина

Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление  людьми их правомочий. Выделяют следующие  виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили  бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики, снижение налогов  и т.п.

Организационно-политические гарантии - это предоставление гражданам возможности  участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия  и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и  беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав).

К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права  и свободы всеми способами, которые  не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности, который закреплен ст. 49 Конституции России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной  защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе  юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека,  Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так  называемые гарантии осуществления  правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся  гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих  права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела  введение в России должности Уполномоченного  по правам человека. Его правовое положение   определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 

27. Федеративное устройство  РФ

Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы  государства (наряду с формой правления  и политическим режимом). Государственное  устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном  аспекте).

Федеративное устройство Российского  государства – это его политико-территориальная  организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей  уже довольно длительной истории  претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.

Как известно, Российская Федерация  долгое время (1922-1991 гг.) входила в  качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного  государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно  переселены, их национально-государственные  образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии  были признаны преступными и Верховным  Советом СССР, и Законом РСФСР  «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями и  дополнениями от 1 июля 1993 г.).*  Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.* ВВС. 1991. №18. Ст.572; 1993. №32. Ст. 1230.

В последнее время происходили  существенные изменения в национально-государственном  устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный  суверенитет; в настоящее время  они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано  большинство автономных областей. Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако, имелись примеры заявлений  со стороны органов власти некоторых  республик об этом, о провозглашении независимости. Однако провозглашенная  ими в одностороннем порядке (вопреки  Конституции Российской Федерации) независимость не получила официального, в том числе международного, признания.

Стабилизировать национально-государственное  устройство Российской Федерации должен был Федеративный договор. В Российской Федерации Федеративным договором  называют три договора, заключенные  федеральными органами государственной  власти с органами власти суверенных республик в составе РФ, с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, с органами власти автономной области, автономных округов  в составе РФ. Данные три договора при всей их схожести единым договором  не являются.* Стороны заключили  Федеративный договор, признавая свою ответственность за сохранение исторически  сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности  составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений.

* См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 483.

Этот договор был подписан представителями  всех субъектов Федерации, кроме  Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась в  Республику Ингушетия в составе  РФ и Чеченскую Республику в составе  РФ). В настоящее время между  органами государственной власти Татарстана и федеральными органами РФ заключен договор о разграничении предметов  ведения и взаимном делегировании  полномочий, в котором отражены особенности  отношений с этой республикой. 

Федеративный договор одобрил  Съезд народных депутатов РФ, и  его текст был включен как  составная часть в действовавшую  тогда Конституцию РФ. Содержание Федеративного договора не полностью  соответствует нынешней Конституции  РФ. Этот Договор устанавливал не вполне равный статус разных видов субъектов, неодинаковое разграничение полномочий между различными видами субъектов  и федеральными государственными органами. В настоящее время он действует  в той мере, в какой соответствует  нынешней Конституции РФ. В случае несоответствия его положений Конституции  РФ действуют конституционные нормы.

2. Федеративное устройство России  базируется на принципах, закрепленных  Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе  основ конституционного строя.

28. Вопросы ведения РФ

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию  Российской Федерации, и компетенцию  ее частей – субъектов. Компетенция  РФ охватывает полномочия, предметы ведения  самой Российской Федерации (ст. 71) и  ее полномочия по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной  власти обладает полномочиями в различных  сферах общественной жизни: в области  государственного строительства, экономики  и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в  области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы  ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

принятие и изменение Конституции  РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;

федеративное устройство и территория РФ;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство  в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных  государственных органов;

установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного развития РФ;

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву