Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, шпаргалка
Краткий курс по предмету "Общая теория государства и права"
1. Общая теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Методология общей теории государства и права.
3. Общая характеристика догосударственной эпохи.
4. Основные теории происхождения государства и права.
5. Предпосылки и пути возникновении государства и права.
6. Понятие типологии государства и права.
7. Формационный подход к типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход к типологии государства и права.
9. Понятие и структура политической системы общества.
10. Понятие и сущность государства.
11. Функции государства.
12. Понятие формы государства.
13. Форма правления.
14. Форма государственного устройства.
15. Политический (государственный) режим.
16. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
17. Органы государства и их классификация.
18. Государственный служащий. Должностное лицо.
19. Органы государственной власти.
20. Органы государственного управления.
21. Судебные органы.
22. Контрольно-надзорные органы.
23. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.
24. Понятие и многообразие регуляторов общественных отношений.
25. Место права в системе социальных регуляторов.
26. Право и мораль.
27. Право и корпоративные нормы.
28. Право и религия.
29. Плюрализм учений о сущности права.
30. Естественная школа права.
31. Социологическая школа права.
32. Историческая школа права.
33. Нормативная школа права.
34. Психологическая школа права.
35. Признаки права.
36. Объективное и субъективное право.
37. Публичное и частное право.
38. Функции права.
39. Право и политика.
40. Право и экономика.
41. Понятие и классификация правовых принципов.
42. Характеристика общих принципов права.
43. Понятие правового регулирования, его предмет и пределы.
44. Способы воздействия права на общественные отношения.
45. Методы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
49. Классификация правовых норм.
50. Структура правовой нормы.
51. Понятие и виды гипотезы.
52. Понятие и виды диспозиции.
53. Понятие и виды санкции.
54. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.
16.Понятие
механизма государства.
17.Органы
государства и их классификация.
Главным звеном государственного механизма
являются органы государства, т.е. государственный
аппарат, наделенный властными полномочиями
по управлению обществом. Органы государства
– это структурно - обособленное звено
механизма государства, которое участвует
в осуществлении функции государства
и которая для этого поделено властными
полномочиями. Признаки органа государства
отличающие его от иных организаций: 1)орган
государства действует на основе норм
права, т.е. на правовой основе, 2)орган
государства занимает определенное место
в системе государственных органов, т.е.
он сам подчиняется и ему подчиняются,
3)орган государства имеет штатную численность,
счет в банке, печать, иные реквизиты и
определенную структуру, 4)орган государства
наделен компетенцией, 5)в органе государства
работают государственные служащие, 6)орган
государства – это самостоятельный элемент
механизма государства. В основу принципа
разделения властей положена структурно
– функциональная определенность каждого
высшего государственного органа власти
и зависит от формально – материального
статуса и фактического разделения их
функций и конкретной компетенции. Каждый
орган обладает относительной самостоятельностью
по отношению друг к другу. Классификация
органов государства: 1)по способу формирования:
избираемые, назначаемые органы, первичные
(президент – первичный), производные
(прокурор – вторичный), 2)по территории
действия: центральные, местные, 3)по объему
компетенции: общая компетенция (правительство),
специальная (образование, здравоохранение),
4)по порядку принятий решений: единоначальные,
коллегиальные (правительство), 5)по ветвям
власти: органы законодательной власти,
исполнительной, судебной власти.
18.Государственны
служащий. Должностное
лицо. Государственным служащим является
гражданин Республики Беларусь, занимающий
в установленном законодательством порядке
государственную должность, наделенный
соответствующими полномочиями и выполняющий
служебные обязанности за денежное вознаграждение
из средств республиканского или местных
бюджетов либо других предусмотренных
законодательством источников финансирования. Под
должностными лицами понимаются:- лица,
постоянно или временно либо по специальному
полномочию занимающие в учреждениях,
организациях или на предприятиях (независимо
от форм собственности), ..., должности,
связанные с выполнением организационно-
19.Органы
государственной
власти. В Республики Беларусь в
систему органов государственной власти
входят:1) Президент Республики Беларусь
(президентская власть);2) органы законодательной
(представительной) власти;3) органы исполнительной
власти (исполнительно-
20.Органы
государственного
управления. Правительство — Совет
Министров Республики Беларусь — является
центральным органом государственного
управления. Государственный таможенный
комитет Республики Беларусь. Министерство
внутренних дел Республики Беларусь. Совет
министров (Правительство) Республики
Беларусь. Комитет государственного контроля
Республики Беларусь Местное управление
и самоуправление осуществляется гражданами
через местные Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы, органы территориального
общественного самоуправления, местные
референдумы, собрания и другие формы
прямого участия в государственных и общественных
делах. Местное самоуправление организуется
в границах административно-
21
Судебные органы.В судебную систему
Республики Беларусь входят Конституционный
Суд, общие суды (во главе — Верховный
Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший
Хозяйственный Суд). Судебная власть –
система полномочий и гос органов по осуществлению
правосудия на основе Конституции страны
и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых
актов.Судебная власть РБ принадлежит
судам. Система судов строится на принципах
террит и специализации. Суд – орган, который
применяет государственные санкции.Функции
суда:- Наказание за уголовное, административное
правонарушение- Рассмотрение споров
и конфликтов между личностью и государством
- Разрешение споров между гос структурами
и негосударственными структурами.Структура
судебных органов:• Конституционный Суд
РБ – следит за соблюдение норм Конституции
в стране;• Общие суды (Верховный Суд РБ,
областные, городские, военные суды);•
Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный
Суд РБ, областные и городские хозяйственные
суды);• Хозяйственный суд города Минска.Статья
116 Конституции Республики Беларусь: «контроль
за конституционностью нормативных актов
в государстве осуществляется Конституционным
Судом Республики Беларусь».
22.Контрольно-надзорные
органы. Контрольно-надзорные органы
в политической системе.К ним относятся
органы прокуратуры и Комитет государственного
контроля.Надзор за точным и единообразным
исполнением законов, декретов, указов,
нормативных актов Правительства осуществляет
Генеральная Прокуратура РБ, областные,
городские, районные и специализированные
(транспортная, военная) прокуратуры.Государственный
контроль исполнения республиканского
бюджета, использования государственной
собственности, исполнения актов Президента,
Правительства и других государственных
органов осуществляет Комитет государственного
контроля, который образуется Президентом..
23.Принцып
разделения властей.Система
сдержек и противовесов. Разделение
законодательной, исполнительной и судебной
властей является одним из важнейших принципов
организации государственной власти и
функционирования правового государства.Принцип
разделения властей означает, что законотворческая
деятельность осуществляется законодательным
(представительным) органом, исполнительно-распорядительная
деятельность — органами исполнительной
власти, судебная власть — судами, при
этом законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти самостоятельны
и относительно независимы. Разделение
властей основывается на естественном
разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие.
Каждая из ветвей в той или иной степени
осуществляет государственный контроль.
Современное понимание принципа разделения
властей дополнено также необходимостью
разделения полномочий (предметов ведения)
между органами государственной власти
и управления и муниципальными органами.
В федеративном государстве система государственных
органов двухуровневая, разделена на федеральные
органы власти и органы власти субъектов
федерации.Принцип разделения властей
заключается в том, чтобы властные полномочия
были распределены и сбалансированы между
различными государственными органами,
чтобы исключить сосредоточение всех
полномочий либо большей их части в ведении
единого органа государственной власти
либо должностного лица и тем самым предотвратить
произвол. Независимые ветви власти могут
сдерживать, уравновешивать, а также контролировать
друг друга, не допуская нарушения Конституции
и законов, это так называемая «система
сдержек и противовесов». Например, в СССР
существовали Верховный Совет и Верховный
Суд, но их нельзя было назвать отдельными
ветвями власти, так как они не были частью
системы «сдержек и противовесов».Характерно,
что в государствах с тоталитарным и авторитарным
режимом, как правило, не признаётся принцип
разделения властей или же разделение
властей в них закреплено лишь формально.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"