Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, шпаргалка
Краткий курс по предмету "Общая теория государства и права"
1. Общая теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Методология общей теории государства и права.
3. Общая характеристика догосударственной эпохи.
4. Основные теории происхождения государства и права.
5. Предпосылки и пути возникновении государства и права.
6. Понятие типологии государства и права.
7. Формационный подход к типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход к типологии государства и права.
9. Понятие и структура политической системы общества.
10. Понятие и сущность государства.
11. Функции государства.
12. Понятие формы государства.
13. Форма правления.
14. Форма государственного устройства.
15. Политический (государственный) режим.
16. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
17. Органы государства и их классификация.
18. Государственный служащий. Должностное лицо.
19. Органы государственной власти.
20. Органы государственного управления.
21. Судебные органы.
22. Контрольно-надзорные органы.
23. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.
24. Понятие и многообразие регуляторов общественных отношений.
25. Место права в системе социальных регуляторов.
26. Право и мораль.
27. Право и корпоративные нормы.
28. Право и религия.
29. Плюрализм учений о сущности права.
30. Естественная школа права.
31. Социологическая школа права.
32. Историческая школа права.
33. Нормативная школа права.
34. Психологическая школа права.
35. Признаки права.
36. Объективное и субъективное право.
37. Публичное и частное право.
38. Функции права.
39. Право и политика.
40. Право и экономика.
41. Понятие и классификация правовых принципов.
42. Характеристика общих принципов права.
43. Понятие правового регулирования, его предмет и пределы.
44. Способы воздействия права на общественные отношения.
45. Методы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
49. Классификация правовых норм.
50. Структура правовой нормы.
51. Понятие и виды гипотезы.
52. Понятие и виды диспозиции.
53. Понятие и виды санкции.
54. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.
41.
Понятие и классификация
правовых принципов.
Принципы права - основополагающие идеи,
руководящие начала, лежащие в основе
права выражающие его сущность и определяющие
его функционирование. Они выражают закономерности
права, его природу и социальное назначение,
наиболее общие правила поведения. В зависимости
от сферы распространения выделяют следующие
принципы:Общеправовые принципы - принципы,
которые действуют во всех отраслях права.
а) справедливость.б) юридическое равенство
граждан перед законом и судом.в) гуманизм.г)
демократизм.д) единство прав и обязанностей.е)
сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Межотраслевые принципы - отражающие наиболее
существенные черты нескольких отраслей.а)
принцип неотвратимости ответственности.б)
принцип состязательности и гласности
судопроизводства и т.п.Отраслевые принципы
- действующие в одной отрасли.а) Гражданское
право - принцип равенства сторон в имущественных
отношениях.б) Уголовное право - презумпция
невиновности.Принципы права могут быть
положены в обоснование решения по конкретному
юридическому делу (аналогия права).
42.Характеристика общих принцыпов права. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом. К числу общих принципов права относятся:[6]· Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
· Принцип
социальной справедливости. Этот принцип
имеет морально-правовое содержание.
Он обеспечивает соответствие между
практической ролью индивидов в жизни
общества и их социальным положением,
между их правами и обязанностями, между
трудом и вознаграждением, преступлением
и наказанием, заслугами человека и их
общественным признанием. Посредством
права достигается наиболее оптимальная
соразмерность между возможным и должным
поведением и оценкой его результатов.
Справедливость является также одним
из ведущих начал в практике правового
регулирования, при решении конкретных
юридических дел (например, при назначении
размера пенсии, выделении жилья, определении
меры уголовного наказания).· Принцип
демократизма. В правовом государстве
этот принцип пронизывает всю систему
права. Непосредственное выражение он
находит в правовых нормах, регулирующих
порядок организации и деятельности органов
государственной власти, определяющих
правовое положение личности, характер
ее взаимоотношений с государством.·
Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны
всем цивилизованным правовым системам.
Они раскрывают одну из важнейших ценностных
характеристик права. Право закрепляет
и реально гарантирует естественные и
неотъемлемые права и свободы каждого
человека: право на жизнь, здоровье, личную
свободу и безопасность, право на охрану
своей чести и репутации, защиту от любого
произвольного вмешательства в сферу
личной жизни и другие. Гуманизм правовых
установлений выражается и в том, что они
гарантируют неприкосновенность личности:
никто не может быть подвергнут аресту
или незаконному содержанию под стражей
иначе, как на основании судебного решения
или с санкции прокурора; каждый человек
имеет право на защиту, на справедливое
и открытое разбирательство дела компетентным,
независимым и беспристрастным судом;
все лица, лишенные свободы, имеют право
на гуманное обращение и уважение их достоинства;
никто не должен подвергаться пыткам,
жестокому, бесчеловечному или унижающему
его достоинство наказанию.· Принцип
равноправия (равенство всех перед законом).
Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации
прав человека, международных пактах о
правах человека, в конституционных законах
большинства стран мирового сообщества.
Эти нормативно-правовые акты провозглашают
равенство всех граждан перед законом,
их равное право на защиту закона независимо
от национального или социального происхождения,
языка, пола, политических и иных убеждений,
религии, места жительства, имущественного
положения или иных обстоятельств. Никакие
лица, социальные спои и группы населения
не могут пользоваться преимуществами
и привилегиями, противоречащими закону.·
Единство юридических прав и обязанностей.
Суть данного принципа выражается в органической
связи и взаимообусловленности юридических
прав и обязанностей участников общественных
отношений: государства в цепом, его органов,
должностных лиц, граждан и различных
объединений. При такой организации общественных
отношений праву пользоваться определенным
социальным благом соответствует обязанность
совершать общественно полезные действия
в интересах других. Говорить о реальности
какого-либо права можно лишь при наличии
соответствующей ему юридической обязанности.
Так, право гражданина на судебную защиту
реализуется через обязанность судов
осуществлять такую защиту; право гражданина
на социальное обеспечение в старости,
в случае болезни или утраты трудоспособности
обеспечивается государством в лице его
специальных органов, которые обязаны
выплачивать им пенсии или пособия. В то
же время законом устанавливается, что
осуществление прав гражданином не должно
противоречить правам других людей.·
Принцип ответственности за вину. В соответствии
с этим принципом юридическая ответственность
может быть возложена на лицо лишь в том
случае, если оно виновно в нарушении требований
правовой нормы. Вина является ведущим
началом, определяющим основания юридической
ответственности. При отсутствии вины
в деянии лица к последнему не могут быть
применены меры юридической ответственности.·
Принцип законности. Этот принцип имеет
наиболее общий, всеобъемлющий характер.
Его содержание выражается в требовании
строгого и полного осуществления предписаний
правовых норм всеми субъектами права.
Обеспечивая реализацию норм права, указанный
принцип одновременно содействует воплощению
в практике правового регулирования других
общих правовых принципов: справедливости,
социальной свободы, гуманизма.Все общие
принципы права тесно взаимосвязаны между
собой. Если действует принцип социальной
справедливости, то устанавливаются и
гуманные отношения между людьми. И наоборот,
реализация принципа гуманизма означает
в то же время установление справедливых
отношений в общественной жизни.
43.Понятие
правового регулирования,
его предмет и пределы. Общество характеризуется
той или иной степенью организованности,
упорядоченности. В целях достижения такого
согласования осуществляется социальное
регулирование, т.е. целенаправленное
воздействие на поведение людей. Регулирование
может быть к внешним по отношению к человеку
(кто-то каким-либо разом воздействует
на него), так и внутренним (саморегулирование).
В системе социального регулирования
важнейшая роль принадлежит правовому
регулированию, под которым целенаправленное
воздействие на поведение людей и общественные
отношения с помощью правовых (юридических)
средств. Безусловно, в реальной жизни
духовное, идеологическое, психологическое
воздействие права взаимосвязано, сочетается
со специально-юридическим правовым регулированием.
Воздействие на общественные отношения,
на поведение людей специально-юридическими
средствами и способами в свою очередь
оказывает влияние на духовно-нравственную,
идеологическую стороны жизни человека.История
правовой жизни общества показала, что
в сферу правового регулирования входят
три группы общественных отношений.Первую
группу составляют отношения людей по
обмену ценностями (как материальными,
так и нематериальными). Эти отношения
строятся на основе общепризнанных правил
обеспеченных силой специального аппарата
правового принуждения.Вторую группу
образуют отношения по властному управлению
обществом. В частности в сферу правового
регулирования входит государственное
управление экономикой, социально-культурной
деятельностью.В третью группу входят
отношения по обеспечению правопорядка,
которые призваны обеспечить нормальное
протекание процессов обмена ценностями
и процессов управления в обществе. Это
отношения, возникающие из нарушения правил,
регламентирующих поведение людей в двух
указанных сферах.Общественные отношения,
входящие в эти группы и составляют предмет
правового регулирования. Это общественные
отношения, которые по своей природе могут
поддаваться нормативно-организационному
воздействию и в конкретно-исторических
условиях требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных
отношений, составляющих предмет правового
регулирования, зависят особенности, характер,
способы и средства правового регулирования.
Достаточно очевидно, что отношения по
эквивалентному обмену ценностями, например,
имущественные отношения, требуют иных
правовых средств и способов регулирования,
чем те, которые используются для регламентации
управленческих отношений.
44.Способы
воздействия права
на общественные
отношения. Различают три основных
способа правового регулирования.Первый
способ — предоставление участнику правовых
отношений субъективных прав (управомочивание).
Он выражается в делегировании комплекса
дозволений управомоченному лицу на совершение
определенных действий.Второй способ
— обязывание как предписание совершить
какие-то действия (так, собственник жилого
дома обязывается платить налоги).Третий
способ — запрещение, т.е. возложение обязанности
воздерживаться от определенных действий
(например, работодателю запрещено привлекать
к сверхурочным работам несовершеннолетних).Второй
и третий способы имеют определенное сходство:
и тот и другой предполагают возложение
обязанностей, но если в одном случае обязанности
носят активный характер, то в другом —
пассивный. В качестве дополнительного
способа правового воздействия можно
назвать применение мер принуждения. Этот
способ относится к дополнительным, во-первых,
потому, что представляет собой вид обязанности
(юридическая ответственность может рассматриваться
как обязанность претерпевать лишения,
кару, наказание), а во-вторых, этим способом
обеспечивается надлежащее исполнение
предоставленных прав, исполнение возложенных
обязанностей, соблюдение установленных
запретов.
45.Методы
правового регулирования.
Разные приемы, способы, типы правового
воздействия на общественные отношения
образуют разные методы правового регулирования.В
теории права принято выделять два основных
метода правового воздействия.1. Метод
децентрализованного, диспозитивного
регулирования построен на координации
целей и интересов сторон в общественном
отношении субъектов гражданского общества,
удовлетворяющих в первую очередь свои
частные интересы.2.Метод централизованного,
императивного регулирования базируется
на отношениях субординации между участниками
общественного отношения. При его помощи
регулируются отношения, где приоритетным,
как правило, является общесоциальный
интерес. В государственно-организованном
обществе общесоциальные интересы выражает
в первую очередь государство, осуществляющее
централизованное управление социальными
процессами, наделенное властными общезначимыми
полномочиями. Поэтому централизованный,
императивный метод используется в публично-правовых
отраслях (конституционном, административном,
уголовном праве).Метод правового регулирования
включает способы регулирования определяются
характером предписания, зафиксированного
в норме права.
46.Типы
правового регулирования. Особое место в сложном построении
правового регулирования занимают общие
юридические запреты и общие юридические
дозволения, на основе которых выделяются
два типа правового регулирования.Первый
тип: дозволено все, кроме прямо запрещенного
в законе. На этой формуле построен общедозволительный
тип правового регулирования. По этому
типу в регулируемых правом отношениях
устанавливаются строго и четко сформулированные
запреты. Как правило, объем этих запретов
невелик, а объем дозволений не определен:
все, что не запрещено. Например, право
допускает для членов общества любые способы
умножения материальных благ, кроме прямо
запрещенных законом. Данный тип правового
регулирования способствует (или хотя
бы не препятствует) проявлениям инициативности,
активности, самостоятельности в решении
жизненных задач. Он характерен для отношений,
регламентируемых гражданским правом.Второй
тип: запрещено все, кроме прямо разрешенного.
Сказанное означает, что участник правовых
отношений подобного типа может совершить
только действия, которые прямо разрешены
законом, а все остальные действия запрещены.
Этот тип правового регулирования принято
называть разрешительным. Он присущ отраслям
права, которые связаны с государственным
управлением (административное, финансовое,
таможенное право). Здесь в законе указывается
точный, строго ограниченный объем правомочий:
все, что выходит за пределы компетенции
властвующего субъекта, категорически
запрещено.
47.Механизм
правового регулирования:
понятие и структура. В узком смысле
под правовым регулированием понимается
воздействие норм права (системы правовых
норм), других специально-юридических
средств на поведение людей и на общественные
отношения в целях их упорядочения и прогрессивного
развития. Изучение правовых явлений,
подчиненное практическим задачам, ставит
целью подготовить будущих юристов к пониманию
регулятивной роли законов и других нормативных
актов, индивидуальных решений, других
правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.Правовое
регулирование - это целенаправленное
воздействие на поведение людей и общественные
отношения с помощью правовых (юридических)
средств. Регулированием можно назвать
только такое воздействие, при котором
ставятся достаточно ясно обозначенные
цели. Например, в целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности, повышения
эффективности землепользования издается
закон о земле. И воздействие норм земельного
права, в результате которого реализуются
поставленные цели, можно назвать правовым
регулированием.Структура механизма правового
регулирования.Механизм правового регулирования
- это система правовых средств, при помощи
которых осуществляется правовое регулирование
общественных отношений с точки зрения
структуры механизм правового регулирования
- это сложная система, имеющая свои элементы.К
элементам, составным частям механизма
правового регулирования относятся:
- юридические нормы, - нормативно-правовые
акты, - акты официального толкования,
- юридические факты, - правоотношения,
- акты реализации права, - правоприменительные
акты, - правосознание, - режим законности.
Каждый из этих элементов выполняет свои
регулятивные функции, воздействует на
поведение людей и общественные отношения
свои способом.Нормы права выступают как
предписание и как образец, модель поведения
в правовых отношениях. Они служат исходной
базой правового регулирования, в них
указывается, что дозволено и что разрешено,
каковы последствия соблюдения или нарушения
зафиксированного в них предписания. Нормы
права это основа всего механизма правового
регулирования.Все остальные его элементы
предусмотрены нормами права, носят поднормативный
характер.Нормативно-правовой акт как
документ, содержащий нормы права, воздействует
на поведение людей путем установления
правового режима регламентации того
или иного вида общественных отношений.
Например, Гражданский кодекс определяет
режим регламентирования отношений по
использованию материальных благ (имущества),
по установлению правового положения
участников гражданско-правовых отношений.Акты
официального толкования - документы,
издаваемые специально уполномоченными
на то органами (например, пленумом Верховного
Суда РФ) и направленные на разъяснение
смысла правовых норм.Юридические факты
- предусмотренные нормами права жизненные
ситуации, факты реальной жизни, влекущие
юридические последствия: возникновение,
изменение и прекращение правовых отношений.Правоотношения
есть средство перевода общих моделей
поведения, заложенных в нормах права,
в конкретизированные и индивидуализированные
акты поведения членов общества (субъектов
права). Через правоотношения осуществляется
реализация права, это основной путь претворения
предписаний норм права в акты поведения
людей.Акты реализации права - это действия
субъектов права, участников правовой
жизни по воплощению в жизнь предписаний
норм права. В таких действиях (в ряде случаев
закрепленных в юридических документах,
например договорах) реально осуществляются
выраженные в правах и обязанностях меры
возможного или должного поведения.Акты
применения права суть индивидуализированные
властные предписания, направленные на
регламентацию общественных отношений.
Это акты (как действия, так и документы)
индивидуализированного правового регулирования.
Наиболее ярким примером акта применения
права является решение суда по конкретному
юридическому делу. В качестве своеобразных
элементов механизма правового регулирования
выступают правосознание и режим законности.
Своеобразие этих элементов заключается
в их нематериальности, но нематериальность
не мешает им оказывать действенное влияние
на весь процесс правового регулирования.
От уровня правосознания и реальности
режима законности зависит эффективность
работы всех элементов механизма правового
регулирования. Элементы механизма правового
регулирования воздействуют на общественные
отношения не только специфически юридически.
В реальной действительности специальные
юридические средства и способы воздействия
на поведение людей сочетаются в различных
комбинациях с неюридическими.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
Правовая
норма — это формально
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"