Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
l. Предмет и метод ТГиП**
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно представить в виде следующей системы..
Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:
- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);
— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);
— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
К ним относят:
— конкретно-социологический
(позволяет с помощью
— статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:
— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);
— сравнительно-правовой
(позволяет сопоставить
2. Происхождение государства и права
Характеристика общественной власти и общественного регулирования в первобытном обществе (особенности власти родовой общины; основные разновидности социальных норм: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, мифология).
Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов.
Общие закономерности возникновения государства, его основные признаки (публичная (политическая) власть, территориальное объединение граждан, суверенитет, государственная казна, связь с правом).
Причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного общества (общеобязательный, формально-определенный характер).
Характеристика научно-
Основные положения и понятия
В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.
Период первобытного стада – период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство и т.д.). Постепенно по мере совершенствования орудий труда (каменный, бронзовый, железный века) появилось более организованное объединение людей – род. РОД – это исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.
Власть принадлежала всей родовой общине в целом.
Особенности власти родовой общины:
Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное – это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу в конкретной ситуации.
Нормативное – это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих правил поведения, которые распространяются на всех.
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами – правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, морали, этикета т.д.
Основные разновидности социальных норм первобытного общества: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, мифология.
Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
Их особенности:
-отражали потребности и волю всего рода;
Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе внутренних убеждений.
Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов, богов.
Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.(Их возникновение относится к периоду, когда люди начали активно заниматься земледелием).
Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях), отражавших представления людей о мире, природе, человеческой жизни.
3. Основные научно-исторические теории происхождения государства и права:
На определенном этапе развития общества произошло разделение труда:
Все это привело к тому, что производить стали больше, чем потреблять. В результате появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военначальников.
Таким образом, усилилась дифференциация населения по уровню доходов, родились классы имущих и неимущих, появилась эксплуатация. Для того чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.
- основные причины
возникновения государства и
права она усматривает не в
экономической, социальной и
Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"