Шпаргалки по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры готовые.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)
  1. Теория гидравлического происхождения государства:
  • в основе ее лежит концепция К.Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока, в Древнем Египте, Шумере, Китае и других стран;
  • одна из причин возникновения госудаства в этом регионе – необходимость строительства ирригационных сооружений;
  • государство возникло для выполнения чисто организационных функций.
  1. Органическая теория (Спенсер, Блюнчи, Вормс):
  • законы развития животного мира они механически переносят на общество и государство;
  • государство – есть произведение сил природы. Оно появляется вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого, соответствуют частям государства (голова-правительство, руки - армия и полиция).
  • 4. Понятие и сущность  Г ***

 Г- во — это  организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности  Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое  Г-  во есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам  служит данная организация (содержательная  сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого  Г- во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь  Г- во используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

— общесоциальный, в рамках которого  Г- во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (Здесь  Г- во уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность Г  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому сущности  Г в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Признаки  государства, отличающие его от  общественной власти родового  строя ***

 Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 Г- во характеризуется  следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и т.п.). 

6. Типы государства: различные подходы ***

Типология  Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным  критерием выступают социально-экономические  признаки (общественно-экономическая  формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов:  Г- во и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют у два: азиатский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить  Г на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность,  естественно-исторический характер  развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

достоинства данной типологии

1) выделены факторы  культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

 Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7. Понятие и классификация функций Российского Г ***

Функции  Г — это основные направления деятельности  Г по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции  Г не следует отождествлять с такими понятиями, как

1) цели и задачи  Г  (если цель общества то, к чему  стремится государство, а задачи  — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности  Г  по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных  его органов (в отличие от  функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции  Г охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции  Г классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

  1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
  2. Экономическая;
  3. налогообложения;
  4. социальной защиты;
  5. Экологическая; 6)культурная.

К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:

  1. оборона страны;
  2. поддержание мирового порядка;
  3. сотрудничество с другими государствами и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Понятие  и элементы формы  Г ***

Форма  Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма  Г — это  его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы  Г выступают:

1) форма правления (характеризует  порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного  устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства  Г делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приеме государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

 

9. Формы государственного правления ***

Форма государственного правления  — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления  Г подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается  по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии  бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета  Г является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы  Г (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1)выборность  власти;

2)Прочность;

3)Зависимость  от избирателей. 

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент - 

10. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства ***

Форма национально-государственного и административно-территориального устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего Г с органами его составных частей.

Различают следующие формы'.

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией. которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"