Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Г- во — это
организация политической власт
1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам
служит данная организация (
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);
— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
5. Признаки
государства, отличающие его
Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
5) право ( Г- во не может существовать
без права, так как последнее юридически
оформляет государственную власть и тем
самым делает ее легитимной, определяет
юридические рамки и формы осуществления
функций Г и т.п.).
6. Типы государства: различные подходы ***
Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным
критерием выступают социально-
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность,
естественно-исторический
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
достоинства данной типологии
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества
7. Понятие и классификация функций Российского Г ***
Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими понятиями, как
1) цели и задачи Г
(если цель общества то, к чему
стремится государство, а
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).
В зависимости от продолжительности действия функции Г классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:
8. Понятие и элементы формы Г ***
Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы Г выступают:
1) форма правления (
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приеме государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
9. Формы государственного правления ***
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) Осуществляется бессрочно;
3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Признаки республики:
1)выборность власти;
2)Прочность;
3)Зависимость от избирателей.
В
зависимости от того, кто формирует
правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются
на президентские, парламентские и смешанные.
В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент
выполняет эту роль, в парламентских (Германия,
Италия) — парламент, в смешанных (Франция,
Финляндия) — совместно президент и парламент
-
10. Формы национально-государственного
и административно-
Форма национально-государственного
и административно-
Различают следующие формы'.
1) унитарную
(простое, единое государство, части которого
являются административно-
2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);
3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией. которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"