Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:54, дипломная работа
В условиях осуществляемой правовой реформы существует необходимость комплексного изучения юридической деятельности. Это объясняется не только тем, что каждая юридическая наука может включить некоторые ее проявления в свой предмет исследования, но и тем, что сама юридическая деятельность представляет довольно сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации. В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность в обществе входит в системы более высокого порядка.
Кроме того, должна быть обеспечена равная защита законных прав и интересов каждого. Консолидация общества в значительной степени зависит от разумного отражения в законодательстве баланса интересов всех его социальных групп и слоев. Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Этот принцип актуален, прежде всего, для государств с федеративным устройством [10, с.116-119].
Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности. Но не менее важны эти положения и для унитарных государств. Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые центральными органами, в чем-то ущемляют интересы населения определенной местности, вызывая негативное к ним отношение. В результате эффективность действия актов значительно снижается. Следовательно, те решения центральных нормотворческих органов, которые затрагивают интересы какого-либо из регионов, должны очень тщательно прорабатываться с этой точки зрения и учитывать местные интересы. Естественно, и местные органы в своих актах не должны игнорировать общегосударственные интересы. Актуальность для Беларуси этого принципиального положения связана с регулированием различных сторон жизни населения в регионах, потерпевших от аварии на ЧАЭС. Названный принцип важен и при определении правового положения создаваемых в республике свободных экономических зон, и во многих других случаях.
Нормотворчество, как процесс, осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий:
планирование нормотворческой деятельности;
нормотворческая инициатива;
подготовка проекта нормативного правового акта;
принятие (издание) нормативного правового акта;
включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
опубликование нормативного правового акта.
Кроме вышеперечисленных стадий возможно также выделение в отдельную стадию принятие мер по введению в действие нормативного правового акта. В данном случае имеется в виду фактическое введение в действие, так как законодатель окончательно придает юридическую силу принятому нормативному правовому акту путем его опубликования.
В связи с развитием информационных технологий иным содержанием стала, наполнена и предпоследняя стадия нормотворческого процесса. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь существует не только как печатное издание, но и в цифровом варианте. Так, на апрель 2000, возможностями сайта Национального центра правовой информации Республики Беларусь в интернете воспользовалось 57 тысяч пользователей. В Интернете размещено более 6.000 нормативных правовых актов Республики Беларусь. Данная база данных, существующая в интернете, является эталонным банком данных правовой информации Беларуси.
Анализ понятия правотворчества (нормотворчества), его принципов и стадий позволяет сделать вывод о том, что оно имеет непосредственное отношение к юридической деятельности и имеет свои особенности осуществления.
2.2 Особенности осуществления юридической деятельности при правоприменении
Правоприменителъная деятельность представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта.
Таким образом, под правоприменением в юридической литературе понимают – особую форму реализации права, поскольку оно обладает рядом специфических особенностей [21, c.19].
Несмотря на то, что уже в 60-е гг. практически все ученые согласились, что применение права - это особая форма реализации, встречаются в настоящее время и те, кто не проводит различий между реализацией и применением права. Потребность в правоприменении возникает, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения.
Если говорить обобщено, то такая потребность проявляется:
Во-первых, в тех случаях, когда субъективные права и обязанности, в силу их повышенной социальной значимости, у конкретных лиц не могут возникать без государственно-властной деятельности компетентных органов.
Во-вторых, когда требуется официальное признание определенных юридических фактов, официальная регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественных интересов.
В-третьих, реализация в форме применения необходима, когда субъекты права не могут прийти к соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право.
В-четвертых, когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности.
Но не следует полагать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот – они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования.
Выше упоминалось о том, что правоприменение – это все-таки особая форма реализации. Целесообразно выделить особенности исходя из этого понимания.
1. Правоприменительную
2. Правоприменительная
3. Правоприменение- это деятельности
в отношении конкретных
4. Результатом применения
права является издание акта
правоприменительной
5. Правоприменительная
Таким образом, можно дать следующее определение применению права.
Правоприменение- это особая форма реализации права, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет обязательное для субъектов правоотношений правовые последствия и специальную процедуру своего осуществления.
Рассмотрим основные стадии процесса правоприменеия. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса правоприменения. Выделяя определенные действия правоприменителей в качестве самостоятельных стадий, одни авторы, акцентируют на них внимание, подчеркивают их важность и обособленность в едином процессе применения права, другие рассматривают их в комплексе. Так, например, Лукич Р.В. указывает на три стадии этого процесса, а А.С. Пиголкин выделяет шесть стадий.
На практике все действия по правоприменению теснейшим образом взаимосвязаны и пересекаться. Это сложный и единый процесс, и неважно, будут ли те или иные действия выделять в отдельную стадию или рассматривать внутри другой.
Первая стадия – установление и анализ фактических обстоятельств дела (юридических фактов). По существу данная стадия сводиться к определению места, времени, причинной связи между обстоятельствами совершения деяния и наступившими последствиями. Т.е. речь идет о юридических фактах. Эти факты и являться той основой, в отношении которой осуществляется применение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному жизненному случаю и имеющих юридическое значение. Нужно также собрать необходимые доказательства по делу, с соблюдением установленной формы. Такой анализ позволяет дать объективную всестороннюю и полную оценку конкретному случаю и в итоге правильно применить норму права.
Вторая стадия – установление юридической основы дела, т.е. это выбор и анализ юридической деятельности, на основании которой должен рассматриваться данный случай (правовая квалификация).
Эта стадия включает в себя:
- нахождение нормы, подлежащей применению;
- проверка правильности текста нормы;
- проверка подлинности нормы, ее действие в пространстве, во времени, по кругу лиц;
- отраслевую принадлежность нормы;
- системные связи данной нормы с другими.
В процессе установления (отыскания) правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелами в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления указанных пробелов.
Третья стадия – толкование правовой нормы заключается в отыскании ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятого смысла нормы может быть правильно разрешено дело.
Четвертая стадия – принятие решения по делу и издание акта правоприменения является по сути ключевой стадией. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права [25,c.47-53].
Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов – актов применения права.
Таким образом, проанализировав все стадии правоприменительной деятельности, стало понятно какие особенности возникают при осуществлении юридической деятельности при правоприменении.
2.3 Правоохранительная
Под правоохранительной деятельностью следует понимать "государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка". Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности авторы относят: во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта; в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы. Названные признаки действительно присущи определенным видам, формам правоохранительной деятельности, но не могут рассматриваться в качестве существенных применительно к этой деятельности в целом в ее широком понимании [18,c.47]. Вряд ли можно считать существенными признаками именно правоохранительной деятельности законность и определенные процедуры ее осуществления, ибо и иные виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и соблюдением определенных процедур (правовых, технологических, организационных и т.д.). Так подготовка и принятие многих решений органов исполнительной власти осуществляется в строгом соответствии с установленными законодательством процедурными требованиями.
Если существенным признаком правоохранительной деятельности является ее осуществление не любым способом, а лишь с помощью применения мер юридического воздействия, то почему к правоохранительной деятельности относится, например, выявление преступлений или организационное обеспечение деятельности судов, защита по уголовным делам и не относится, скажем, организационное обеспечение деятельности прокуратуры или адвокатуры, либо защита интересов истца или ответчика по гражданским делам [17,c.42]. Очевидно, что ни большинство способов выявления преступлений, ни защита по уголовным или гражданским делам, ни организационное обеспечение деятельности судебных органов или органов прокуратуры не сопровождаются и не могут сопровождаться применением мер юридического воздействия.
Многообразие суждений исследователей и по поводу места правоохранительной деятельности в структуре правовых форм деятельности, и по поводу ее соотношения с иными видами юридической деятельности.
Некоторые исследователи ставят правоохранительную деятельность ставит в один ряд с правотворчеством и оперативно-исполнительной деятельностью. С.С. Алексеев к основным правовым формам относит правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность, подразделяя последнюю на организационную, контрольно-надзорную и правоохранительную [4,c.87]. Под правотворчеством он понимает объективно обусловленную, завершающую процесс формирования права деятельность, в результате которой рождаются законодательные и подзаконные акты, содержащие юридические нормы, а так же как специфическую разновидность социального управления. Другие выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность, дифференцируя последнюю на правонаделительную и правоохранительную, подразделяя ее на правообеспечительную, юрисдикционную и правоисполнительную и, выделяя в качестве особой охранительной, контрольно-надзорную деятельность [18,29-31]. Можно рассматривать правоохранительную и юрисдикционную деятельность как синонимы.
Поскольку правотворческой и правоприменительной деятельности уже было уделено внимание выше, остановимся на характеристике правоохранительной деятельности.
Алексеев С.С. пишет, что «правоохранительная деятельность – это деятельность специальных государственных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, судов, исправительно-трудовых учреждений), призванных осуществлять непосредственную борьбу с преступностью». Фактически же он расширяет сформулированную им дефиницию, включая сюда общий надзор прокуратуры, охрану общественного порядка и общественной безопасности имущества граждан и иных защищаемых правом социальных ценностей, поддержание паспортной системы, индивидуальную профилактику, правовую пропаганду, т.е. во-первых деятельность правообеспечивающую – не связанную непосредственно с конкретными преступлениями, и, во-вторых, деятельность правоприменительную – связанную с конкретными преступлениями, их выявлением, регистрацией, расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел, исполнением наказаний [3,c.127].