Юридическая деятельность в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:54, дипломная работа

Краткое описание

В условиях осуществляемой правовой реформы существует необходимость комплексного изучения юридической деятельности. Это объясняется не только тем, что каждая юридическая наука может включить некоторые ее проявления в свой предмет исследования, но и тем, что сама юридическая деятельность представляет довольно сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации. В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность в обществе входит в системы более высокого порядка.

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая деятельность в сов бел обществе.docx

— 79.06 Кб (Скачать файл)

Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемой субъектами в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей способом, признаваемым обществом и государством правильным, справедливым, а также, в случае необходимости, - и юридически значимым.

Правовая деятельность в современном обществе не может обходиться без деятельности юридической, обеспечивающей первой необходимую степень "признания". Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых официальные эталоны правовой деятельности возводятся в ранг обязательных (в том числе и для самой юридической деятельности, и для политико-правовой).

Таким образом, юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная и т.д.), будучи в основной своей массе в современном обществе также "правовой", организованной посредством процедурных или процессуальных норм, осуществляется путем принятия государственно-властных решений, как общего, так и индивидуального характера. Значительную роль при этом играет профессиональная и теоретико-прикладная составляющая.

Представляется, что данный функциональный срез вполне может послужить отправной точкой при исследовании основных видов правовой деятельности в современной обществе. В связи с этим нами выделялось несколько схожих разновидностей правовой деятельности. В частности, к ним можно отнести:

-осуществление правовых  норм в общественных отношениях;

-разработку и внедрение  правовых норм в практику общественной  жизни;

-правовое обучение и  воспитание, повышение правовой  культуры граждан и общества;

-правовое исследование (историческое, теоретическое, фундаментальное или  прикладное) [19,c.156].

Для уяснения предлагаемой схемы, в которой находят отражение все существующие типы и виды правовой деятельности, представляется целесообразным затронуть проблему так называемой фактической деятельности, которую отличают от правовой. Чаще всего эту проблему рассматривают в связи с исследованием правовых форм деятельности государства (или правовых способов государственного воздействия на общественные отношения), то есть применительно к юридической деятельности. Но предлагаемый "широкий" спектр направлений правовой деятельности (например, правовые мероприятия сугубо культурно-воспитательного характера, исчерпываемые идеологическим воздействием на людей) свидетельствует о важности данной проблемы и в нашем случае [22,c.76].

Итак, обычно правовые формы деятельности государства сравниваются с его фактической деятельностью, непосредственно не влекущей правовых последствий (организационно-массовая, культурно- и политико-воспитательная, учетно-статистическая и др.). Действительно, хотя правотворчество, правоприменение и другие виды юридической деятельности связаны с фактическим разрешением специфических, относительно самостоятельных и разноплановых задач, имеющих общегосударственное значение, тем не менее, каждая из них регламентируется различными по своей специфике блоками материальных и процедурно-процессуальных норм и сопровождается (завершается) различными правовыми последствиями. Вне этих видов собственно юридической деятельности любая иная деятельность государства, заканчивающаяся проведением в жизнь законов во всех сферах жизни общества, не может претендовать на чисто юридическую форму, хотя она в решающих чертах и основывается на действующем праве. Такая организационная деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически обязательных актов. Обусловлено это тем, что государство не в состоянии учесть во всех деталях постоянные изменения в динамично развивающемся обществе, закрепить их в системе права, да и не все они требуют скрупулезной юридической регламентации. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако (и это принципиально) правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. В то же время, как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически. В литературе называют следующие направления организационной (фактической) деятельности государства: культурно-массовая, технически-исполнительная, организационно-экономическая деятельность и оборона государства. Помимо собственно организационной деятельности, к неправовым формам относят осуществление материально-технических операций, таких как подготовка материалов для издания юридических актов, составления справок, отчетов, ведение делопроизводства [23,c.69].

Данный вывод можно распространить и на всю правовую деятельность: "Любая правовая деятельность неотделима от фактической, ее нельзя свести к юридическим формам, лишенным живого содержания, или, наоборот, - к фактическим действиям, оторванным от правовых форм" [15,c.76]. Многочисленные организационно-правовые мероприятия, хотя и носящие вспомогательный, дополнительный характер по отношению к собственно правовой деятельности, но оцениваемые в совокупности с последней, приносят ощутимый общественно-политический эффект. Поэтому позитивным представляется предложение не обособлять отдельные разновидности правовой деятельности, а говорить о сложной правовой деятельности, которая включает в себя регулятивные, организаторские и идеолого-психологические способы воздействия на общественные отношения. Сказанное вовсе не означает, что выделение фактических действий, при помощи которых оказывается организационное или идеолого-воспитательное воздействие на общественные отношения, вообще невозможно. Однако следует помнить о том, что юридически оправданные организационные и воспитательные меры всегда предпринимаются "под сенью права". Должное осознание соотнесенности организационных и воспитательных мер с собственно-правовыми способами воздействия на общественные отношения, их неразрывных взаимосвязей в рамках современного общества важно для правильного понимания роли его правовой системы, где организационная и культурно-воспитательная "технология" активности субъектов не может быть оторвана от общих правил "игры", проходящей на правовом поле.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по данному разделу:

- юридическая деятельность  представляет собой разновидность  социально-исторической деятельности. Поэтому ей присущи черты, характерные  для любой общественной деятельности;

- вместе с правом и  правосознанием юридическая деятельность  является важнейшим компонентом  правовой системы общества. Без  этого вида социальной деятельности  немыслимо возникновение, развитие  и функционирование правовой  системы. Она играет существенную  роль в этой системе, связывая  в единое целое нормативно-правовые  и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические  обязанности, правовые идеи и  принимаемые на их основе решения  и т. п.;

- юридическая деятельность  образует существенную часть  культуры общества. Дает представление  не только о тех или иных  конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике  страны в разные периоды ее  развития, о социальном и правовом  положении населения, государственном  и общественном устройстве;

- общественная, коллективная  природа юридической деятельности  проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами  социальной деятельности. Во-вторых, любая юридическая деятельность  предполагает соответствующие формы  сотрудничества между ее субъектами  и участниками, обмен информацией  и результатами. В-третьих, накапливаемый  социально-правовой опыт является  совокупным продуктом совместной  деятельности;

- в отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются  идеи и понятия, юридическая деятельность  направлена на объективно-реальное  изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые  практические действия, служит внутренней  детерминантой юридической деятельности. Оно присутствует здесь во  внешне выраженном, опредметченном  виде;

- юридическая деятельность  способствует целенаправленному  изменению общественной жизни. Это  достигается при помощи издания  новых или изменения уже существующих  нормативно-правовых предписаний, их  толкования и конкретизации, использования  и применения.

- в процессе юридической  деятельности возникают разнообразные  материальные, политические, социальные  и иные изменения;

- юридическая деятельность  сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными  нормами (нравственными, корпоративными  обычаями, традициями и т. п.). Так, нормативно-правовыми предписаниями  определяется компетенция ее  субъектов, использование ими определенных  средств и методов деятельности, способы оформления вынесенных  решений и закрепления накопленного  опыта. Тем самым обеспечивается  ее стабильность, ограничивается  субъективизм и волюнтаризм ее  субъектов и участников.

1.2 Функции юридической  деятельности

Функции юридической деятельности — это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.

Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической деятельности на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) самой деятельности.

В функциях выражаются сущность юридической деятельности, особенности ее сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру деятельности, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической деятельности, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и участники деятельности.

Правоведами выделяются различные функции юридической деятельности. С.С. Алексеев, например, считает, что таких функций три:

-правонаправляющая (ориентирующая),

-правоконкретизирующая;

-сигнально-информационная [4, c.124].

Р.В. Лукич рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую [23, c.36]. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции, судебной и иных разновидностей деятельности.

Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески - преобразующий характер юридической деятельности, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа и роль деятельности в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической деятельности на социальную действительность. Например, в правотворческой функции деятельности вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции [19, c.45].

Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической деятельности в обществе.

Наиболее ярко сущность и правовое назначение деятельности проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) деятельности — правотворческой, правоприменительной, праворазъяснителъной, и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности деятельности: она характерна и для всех других разновидностей. Право-применительная деятельность, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.

По способам воздействия на реальную действительность можно выделять регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции деятельности.

Регистрационно-удостоверительная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и документов) [6, c.46-49]. Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.

Содержание правоохранительной функции деятельности нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную.

Правообеспечительная подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической деятельности создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на общественную жизнь. Юридическая деятельность — важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных, праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер [4, c.98]. Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций. Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической деятельности должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом. Суть карательной подфункции юридической деятельности проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера. По времени действия функции юридической деятельности можно подразделить на: постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на: основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической деятельности (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) деятельности одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной деятельности) являются производными, сопутствующими. На наш взгляд следует подчеркнуть, что если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической деятельности, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой деятельности в правовой системе общества [9, c.56].

Информация о работе Юридическая деятельность в РБ