Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 01:59, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является комплексное изучение сущности, понятия, структуры, функций, субъектов и проблем юридической практики как правового явления.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
1. Дать определение понятию, структуре и сущности юридической практики;
2. Рассмотреть классификацию, виды и функции юридической практики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, структура и сущность юридической практики………………6
1.2. Классификация, виды и функции юридической практики…………...13
1.3. Структура юридической практики……………………………………….20
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………...28
2.1 Взаимодействие юридической науки и практики……………………….28
2.2. Основные пути и направления совершенствования юридической практики…………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Во-первых, правоположения являются одним из элементов накопленного в ходе многократного правоприменения опыта. При этом правоположения являются третьим элементом практики, их возникновение следует за прецедентом толкования и прецедентом применения правовой нормы46. Правоположение представляет собой устоявшееся типовое решение по применению юридических норм, которое в реальности приобретает черты общего правила.
Во-вторых, правоположения вызываются к жизни нестандартными ситуациями правоприменения:
1) неясностью, абстрактностью и чрезмерной обобщенностью норм действующего позитивного права;
2) пробельностью права и закона;
3) наличием в тексте чрезмерно абстрактных правовых норм, излагаемых в формально-юридических традиционных источниках, так называемых оценочных понятий.
В-третьих, правоположения есть правила поведения, обладающие юридической обязательностью. При этом их обязательность покоится на силе авторитета создающих их органов и на авторитете традиции или в силу закрепления их в нормативно-правовых актах, обладающих юридической силой47.
В-четвертых, правоположения составляют собой внутренне упорядоченную иерархическую систему. Первый уровень системы составляют правоположения, которые вырабатываются низшими звеньями конкретной системы органов применения права. Применительно к судам общей юрисдикции, это будут правоположения, которые вырабатываются районными судами и закрепляются во вступивших в законную силу судебных решениях по конкретным делам.
Второй уровень системы правоположений представлен уже правоположениями, содержащимися в решениях, определениях и постановлениях судебных коллегий и Президиума Верховного Суда, которые хотя и были приняты по конкретным делам, но в силу своей принципиальности для упорядочения и единообразия правоприменительной деятельности были опубликованы в специализированном информационном журнале - Судовом вестнике, и тем самым доведены до массового сведения.
Третий уровень системы правоположений представлен уже правоположениями, которые вырабатывались специально высшим звеном судебной системы - Пленумом Верховного Суда, и не в связи с разрешением конкретных дел, а на основе анализа ранее разрешенных дел. Правоположения Пленума Верховного Суда являются нормативными и закрепляются в постановлениях, которые являются нормативными правовыми актами в соответствии с Законом.
Заключительным элементом социально-правового опыта выступает деловое (правоприменительное) обыкновение - сплав обыденного и профессионального (судейского, правоприменительного) мировоззрения в специфической разновидности обычая, получившего фактическое признание нетрадиционного источника права во властной правореализационной деятельности уполномоченных компетентных органов и должностных лиц48.
Обыкновение юридической практики представляет собой типичное, стереотипное, многократно повторяющееся поведение суда (судьи), иного органа применения права или должностного лица, связанное с реализацией правовых норм для разрешения типичных, совпадающих в своих существенных признаках правоприменительных ситуациях.
Таким образом, юридическая практика, являясь комплексным правовым явлением, обладает сложной структурой, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов. Наглядное представление о структуре юридической практика можно получить по схеме «Структура юридической практики» (Приложение 1.)
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Взаимодействие юридической науки и практики
Укрепление связей науки и практики - важная закономерность эффективного социального (государственного) управления, развития правовой системы общества и самой юридической науки. Сближение теории с практикой дает благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сама наука развивается под влиянием практики. Существуют разнообразные прямые и косвенные формы взаимодействия юридической науки и практики.
Основные способы влияния практики на юридическую науку таковы.
Во-первых, юридическая практика определяет цели и основные задачи исследования, выбор наиболее важных и актуальных направлений научного поиска. В процессе практической деятельности обычно обнаруживаются пробелы и противоречия в законодательстве, ошибки в его реализации, отсутствие необходимых правоконкретизирующих и интерпретационных положений, другие погрешности и негативные явления правового регулирования. В конкретных разновидностях практики (законодательной, судебной, следственной и пр.) накапливается личный и социально-правовой опыт, вырабатываются многие эффективные средства и тактические приемы, оптимальные варианты юридических действий и процедурных требований, которые нуждаются в глубоком и всестороннем научном осмыслении49. Вместе с тем, выбор некоторых правовых проблем может быть, и не связан непосредственно с конкретной практикой, отдельными ее этапами и стадиями, а опирается на ранее проведенные исследования, логические умозаключения и выводы, интуицию ученого, данные других наук50.
Во-вторых, организационно-практическая деятельность и накопленный правовой опыт составляют эмпирическую базу для науки. Фактический материал служит важной основой для его описания и объяснения, обобщения и систематизации, выдвижения гипотез и установления тенденций развития изучаемого явления, для разработки понятий и создания теоретических конструкций, формулирования научных рекомендаций и предложений. Во многих случаях практический материал выполняет иллюстративную функцию51.
В-третьих, юридическая практика как относительно самостоятельная разновидность социально-исторической практики выступает одним из важнейших критериев истинности, ценности и эффективности научных исследований. Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием истинности наших знаний о действительности является общественная практика – материальное производство, общественная деятельность, научный эксперимент. Критерий истины не может быть обнаружен ни в самом объекте познания, ни в сознании субъекта. Истина как верное отражение действительности в сознании человека предполагает определенное взаимоотношение субъекта и объекта. А основой этого познавательного взаимоотношения является практическая, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на преобразование мира природного и социального. Но критерий практики нельзя абсолютизировать. Он никогда не может достаточно полно подтвердить или опровергнуть соответствующие теоретические положения и выводы, поскольку любая практика постоянно изменяется и развивается, представляя собой внутренне противоречивый процесс (его результат), обусловленный природными и социальными, объективными и субъективными, нормативными и другими факторами реальной действительности. Естественно, что практика и сама является фрагментом этой действительности. Кроме того, имеются и иные (например, логические, математические и пр.) критерии истинности полученных знаний52.
По своему непосредственному отношению к практике все юридические науки следует разграничивать на фундаментальные (например, общая теория права и государства, общая теория правовой системы общества) и прикладные (криминалистика и пр.). По такому же принципу можно подразделить и отдельные теории, из которых состоит та или иная наука53.
Цель фундаментальных исследований - теоретическое осмысление глубинных процессов, закономерностей возникновения, организации и функционирования правовых явлений безотносительно к их немедленному и непосредственному использованию в конкретной практической деятельности. Прикладные науки (теории) в большей мере нацелены на незамедлительное решение специальных практических вопросов. Через них в основном реализуются в практику и результаты фундаментальных исследований.
Изучение юридической практики происходит на теоретическом и эмпирическом уровнях. Эмпирическое познание направлено обычно на отдельные аспекты практики и опирается на наблюдение фактов, их классификацию, первичные обобщения и описания опытных данных. Теоретическое исследование связано с разработкой и совершенствованием понятийного аппарата, глубоким и всесторонним изучением сущности явлений и процессов, выявлением закономерностей развития юридической практики. Если на эмпирическом уровне ведущей стороной является чувственное познание, то на теоретическом - рациональное, связанное с творческим синтезом понятий и категорий54.
Оба уровня изучения практики присущи общей теории права и государства и конкретным юридическим наукам. Однако соотношение теоретических и эмпирических звеньев в них неодинаково. Уровень, а также сфера теоретических обобщений в отраслевых и прикладных науках значительно ниже и уже, чем в общей теории права и государства, поскольку они исследуют лишь строго определенные (обусловленные их предметом) стороны, элементы и процессы юридической действительности. Но и отраслевые и прикладные науки могут подниматься до такого уровня абстрагирования в изучении отдельных проблем, что порой выходят далеко за пределы исследуемых ими вопросов, достигают общетеоретического уровня обобщений.
В практической деятельности широко используются теоретические понятия и категории, конструкции и концепции. Исследование природы юридической практики, ее содержания и формы, функций и закономерностей развития, механизма преемственности и других правовых явлений, процессов и состояний направлены на повышение эффективности и ценности юридической практики. Эти знания составляют теоретическую основу практической деятельности. Научное мышление представляет необходимый и важный элемент практики.
Тесная связь юридической науки с практикой должна обеспечиваться через расширение системы социальных заказов со стороны практических органов на исследование актуальных проблем, активизацию участия ученых в подготовке проектов законов и иных правовых актов, проведении экспертиз, научно-практических конференций и т.п. С целью повышения эффективности юридической науки необходимо создать четкий организационно-правовой механизм внедрения результатов теоретических исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма - одна из важнейших задач юридической науки55.
Итак, в общем плане проблема взаимодействия юридической науки и практики сводится к тому, что теоретические исследования должны удовлетворять нужды практики, базироваться на ее материалах, а практика в свою очередь опираться на научно-обоснованные рекомендации и выводы.
2.2. Основные пути
и направления
Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового, земельного и финансового законодательства56.
К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко субъекты правотворчества, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю57.
Минюст России особо подчеркнул необходимость разработки, и применения в нашей стране общих правил законопроектной работы, в том числе технико-юридических, которые должны быть установлены Правительством Российской Федерации58.
Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение Парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы.
Так, для процесса совершенствования правотворчества очень важно использовать могучую юридическую технику. Это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов59. Только умение пользоваться этими правилами позволяет создать качественный акт. Предметом применения юридической техники является деятельность и ее результаты. Совершенствование юридической техники происходило на протяжении всей истории развития права, ведь она должна отвечать запросам общества и нормативной практике. Этот факт способствует развитию юридической техники. Именно в потребности развития и совершенствования права проявляют себя юридические основания техники. П.И. Новгородцев писал: «Изучение древнеримской юридической техники с особой ясностью обнаружило для Иеринга, какую важную роль играло человеческое искусство в образовании понятий»60.
Следует также организовать в стране высокоэффективную право-внедренческую деятельность, своеобразный «сервис» после издания актов: содержание принятых нормативных актов должно широко освещаться в средствах массовой информации, весьма полезно давать их официальное и доктринальное разъяснения, проводить социологические измерения знаний нормативно-правовых предписаний и оптимальности их реализации, проводить глубокое и всестороннее обобщение материалов правоприменительной практики и т.п.