Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 01:59, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является комплексное изучение сущности, понятия, структуры, функций, субъектов и проблем юридической практики как правового явления.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
1. Дать определение понятию, структуре и сущности юридической практики;
2. Рассмотреть классификацию, виды и функции юридической практики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, структура и сущность юридической практики………………6
1.2. Классификация, виды и функции юридической практики…………...13
1.3. Структура юридической практики……………………………………….20
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………...28
2.1 Взаимодействие юридической науки и практики……………………….28
2.2. Основные пути и направления совершенствования юридической практики…………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т.е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, учету, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и других). Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе. Глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, интенсификация правотворческой деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по всем основным отраслям и институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприменительной и праворазъяснительной практики.
Необходимо внедрять в правовую систему компьютерную технику, организовывать банки разнообразной юридической информации, российской и региональных справочно-информационных правовых служб, создавать единую систему учета, инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства и т.п.
В нашей стране требования юридической техники получили нормативное закрепление в регламентах Государственной Думы, Совета Федерации61 и Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Значительную роль в развитии юридической техники играют подготовленные по инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов62.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» 63, в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ64, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, Постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам РФ разработан Приказ Минюста РФ от 04.05.2007г. №88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»65. В данном Приказе подробно изложены правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также правила их государственной регистрации.
Вместе с тем, хорошо продуманной, научно выверенной нормативной базы по вопросам юридической техники в стране пока нет. Начало их решения могло бы быть положено Федеральным законом «О нормативных правовых актах Российской Федерации», принятом Государственной Думой РФ в первом чтении еще в 1996г.66. Однако работа над ним была приостановлена. Очевидно, что ее необходимо продолжить.
Если определить главные, стратегические направления в области правоприменительной практики, то они сводятся к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению экономической безопасности и общественного порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью6768.
Тихомиров Ю.А. пишет: «Шагом вперед явились разработки теории правоприменения как определенной фазы в общих циклах правового развития. Действие закона и других правовых актов обеспечивается с помощью средств разных отраслей права, отражающих грани их соотношения с внеправовыми регуляторами, благодаря деятельности государственных органов и бизнес-структур, судебным процедурам, поиску корреляций между иерархически связанными нормами. Включение в механизм правоприменения международно-правовых аспектов придало комплексный характер исследованию. Оставалось еще немного до финиша - оценки эффективности правового регулирования»69.
Скорейшей реализации требует судебно-правовая реформа, дальнейшего совершенствования - конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводства70.
Важными представляются пробелы укрепления законности и правопорядка, искоренение формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их организационной структуры, материально-технического и финансового обеспечения. Особенно актуальны вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.
Значительную роль призван сыграть Федеральный закон от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»71. Однако его эффективность покажет время.
Необходимо повысить эффективность деятельности прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов72.
Пути совершенствования правореализационной практики граждан выражаются в формировании у них осознанного уважения к праву и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав73.
Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.
Итак, сегодня необходимо совершенствование практически всех видов юридической практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев все поставленные перед нами задачи можно сделать вывод что:
1) анализ основных черт и особенностей юридической практики показывает, что она занимает относительно самостоятельное место в правовой, системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования;
2) под юридической практикой необходимо понимать единство юридической правотворческой, правореализационной и особенно правоприменительной деятельности субъектов правовых отношений, в ходе которой осуществляется процесс и накапливается опыт нормативного и индивидуального регулирования публично-правовых, социально-значимых общественных отношений, и накопленного социально-правового опыта;
3) юридическая практика,
являясь комплексным правовым
явлением, обладает сложной структурой,
состоящей из взаимосвязанных
между собой элементов. В структуру
практики входят: субъекты и объекты,
юридические действия
4) юридическая практика осуществляется определенными субъектами, правовой статус которых и порядок осуществления юридической деятельности определен законодательством. К видам юридической практики, осуществляемой субъектами практики, относятся законодательная, судебная и прокурорско-следственная практика. Особое значение приобретает судебная практика судов по уголовным судам, которая позволяет выявлять «слабые места» уголовного законодательства и преодолевать их.
Юридическая практика представляет собой сложную, высокоорганизованную и динамичную систему, органично включенную в социально-политический и правовой механизм общества. Диапазон взглядов на юридическую практику широк. В одних случаях под ней понимается вся юридическая деятельность. В других - только часть этой деятельности. В-третьих - лишь результат деятельности, правоположения. Однако исчерпывающую характеристику, полное представление о том, как упорядочиваются общественные отношения и каков результат правового регулирования, может дать только исследование всех правовых средств, осуществляющих такое упорядочение. Такая же методологическая основа должна применяться и при анализе значения юридической практики. Юридическая практика - это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. Она всегда порождает и соответствующие юридические последствия. Юридической практике как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако, вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики.
Структура юридической практики - это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функциональными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и внеправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств, осуществляется взаимный обмен результатами различных видов деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полномочий и функций.
Формирование демократического правового государства, кардинальное обновление, кодификация и систематизация законодательства, повышение уровня правовой защиты личности должно привести к повышению роли юридической практики в механизме правового регулирования общественных отношений и в процессе формирования права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты, Законы
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ)
2. Федеральный Закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ в 1996г. // Официальный сайт Государственной Думы РФ: http://www.duma.gov.ru/.
3. Федеральный закон от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». // Российская газета. - 30.12.2008г.
4. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007г. №88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 26.05.2009г.) // Российская газета. - 24.05.2007г.; 05.06.2009г.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002г. №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.12.2009г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002г. - №7. - Ст. 635; 2010г. - №1. - Ст. 61; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » (ред. от 25.12.2009г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998г. - №7. - Ст. 801; 2010г. - №1. - Ст. 71.
6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 17.03.2009г.) // Российская газета. - 21.08.1997г.; 27.03.2009г.
7. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. // Рекомендованы Советом Государственной Думы РФ для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола №187 заседания Совета Государственной Думы РФ от 20 ноября 2003г.) // Официальный сайт Государственной Думы РФ: http://www.duma.gov.ru/.
Монографии, учебная литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 тт. Т.1. - М.: Юридическая литература, 1981г.
2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М., 2001г.
3. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2008г.
4. Богдановская В.А. Правоприменение в России: обзор проблем и пути преодоления. // Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции: ТОМ 2. - Челябинск, 2008г.
5. Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции: Монография. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2004г.
6. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. - Свердловск: Средне -Уральское книжное издательство, 1973г.
7. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность.- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989г.
8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Издательство НОРМА, 2003г.
9. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. - М., 2008г.
10. Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1987г.
11. Лифшиц Р. З. Теория права. М., 2000г.
12. Любашиц В.Я., Морозовцев А.Ю. и др. Теория государства и права. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003г.
13. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. - М., 2008г.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание, переработанное и дополненное М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2003г.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002г.
16. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2000г.
17. Нерсесянц В. С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 2000г.
18. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - СПб., 1999г.